Неумирающее искусство гончарства. Первая выставка Николая Величко

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

Выставку авторского керамической посуды подольского мастера-гончара Николая Величко открыто в Хмельницком областном литературном музее. Журналист, фотограф и поэт (член Национального союза писателей Украины) Николай Величко в последние годы больше известен широкой публике именно как мастер гончарного дела.

 

«Что побудило так круто поменять сферу творческого труда?» — спрашивают у него, и Николай отвечает: «Желание, чтобы то, что я создаю, можно было не только увидеть или услышать, но и взять в руки. Желание создавать что-то материальное».

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

— У кого из старых мастеров учились гончарству? — Ни в кого. Первые попытки делал сам, а дальше искал информацию и перенимал опыт благодаря интернету, общаясь с мастерами и любителями гончарства в Украине и за рубежом. Молодые мастера охотно делятся опытом, технологиями, приемами и секретами ремесла. Молодежь открыта, они понимают, что когда ты поделился своим знанием, то оно будет жить, не забудется. А в то же время искал и находил любые упоминания о гончарные традиции: что, как и для чего делалось ранее. И тем, что умею и знаю теперь, могу делиться дальше. Этим молодая сообщество нового поколение гончаров отличается от старых мастеров, которые, бывает, сетуют на то, что некому передать дело — молодежь, мол, не хочет. А когда молодежь ищет себе учителей — то, оказывается, то времени нет передать ремесло, то желания. Так и прерываются нити извечных традиций рукотворіння…

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

Именно благодаря Николаю Величко не оборвалась, а получила новую жизнь традиция гончарства в Меджибоже. В древности город славился как крупный центр гончарного промысла, но в наше время ремесло было в упадке. Последнего меджибожского гончара Николая Островского давно уже нет на свете. В память о нем остался и посуда в употреблении меджибіжчан, и изделия в фондах ДІКЗ «Меджибож», и те сосуды, которые мастер сделал, но не успел довести до завершения: выжечь в огне, придать звонкости и прочности на века. Это дело за него довершил Николай Величко, на то время уже опытный специалист гончарного дела.

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

А теперь и его собственные изделия заняли место в музейных фондах Меджибожской крепости: именно эти фондовые экспонаты представлены посетителям в залах областного литературного музея. Миски, мисочки и тарелки, бокалы и бокальчики, множество разнообразных сосудов, которыми традиционно пользовались на Подолье. Все в разных техниках, с различными орнаментами и поливами, все неповторимые, как музыкальная импровизация — но объединены главным: прикосновением творческих рук. А после открытия выставки Николай тут же, в музейном зале показал, как из безформенного куска глины на гончарном круге в умелых руках возникает то миска, кувшин и покрываются причудливыми народными орнаментами. И за этим рукодійством восторженно наблюдали школьники, которые пришли посмотреть на выставку древней дела — почти забытой в большом городе, но спасенной от забвения.

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

Эта выставка для Николая Величко является одновременно и первой, и нет. Это – его дебют в музейной зале. Но с глиняной творчеством мастера уже на протяжении нескольких лет хорошо знакомые организаторы и посетители “Древнего Меджибожа”, “Форпоста”, “Ту Стань!”, “Трипольского круга” и многих других этнофестивалей и ярмарок. “А каждая ярмарка – это художественная выставка”, – говорит Николай… Игорь Западенко, научный сотрудник ДІКЗ «Меджибож» “Мыколына гончарня” – страница Николая Величко в Facebook: https://www.facebook.com/groups/goncharnya

Невмируще мистецтво гончарства. Перша виставка Миколи Величка

Источник.

Добавить комментарий