(НЕ)відане о (НЕ)известное

(НЕ)відане про (НЕ)відоме

Музеи Украины так и остались обломками
предыдущей социокультурной эпохи,
которая существовала в другой системе ценностей.
Оксана Мельничук

Прежде чем высказать свое мнение хочу заметить, что это никоим образом не музейная критика, не музейное соперничество и не оскорбление в отношении научных сотрудников отдельного музея, это лишь мои мысли и идеи, сказанные вслух.

Размышляя о целях и задачах музея для современного общества, все кажется ясным и понятным. Однако, чтобы найти ответ на поставленный перед собой вопрос, в первую очередь необходимо правильно его сформулировать. Как изменить «советский» музей? Интересный и неоднозначный вопрос, сегодня является как никогда актуальным. Музей находится на грани, когда общество не будет понимать смысла функционирования этого заведения.

В предыдущих заметках я упоминал о том, что для изменения устойчивой ситуации нужны новые люди, взгляды и идеи. Все это чрезвычайно важно, однако существуют отдельные сложности, о которых я размышлял, уже глядя на музей со стороны.

Одной из актуальных проблем является то, что в музее продолжается применение устаревших методов прямого управления с целью сохранения неэффективной централизованной вертикали, что не допускает кадровой децентрализации и применения современных методов и инструментов управления.

Также музей не ставит перед собой вопрос о собственной роли в обществе.
Для чего он существует? Для кого он осуществляет свою работу? Какие приоритетные задачи? Какие основные ресурсы музея? Именно через поиск ответов на эти вопросы музей должен осуществлять собственную деятельность.

Смена парадигмы миссии современного музея от сохранения и исследования материальной и духовной культуры человечества к служению обществу и его развития поставила перед музеем новые задачи и возможности. В этом заключается социальная роль современного музея, которая призвана трансформировать его из устаревшей консервативной учреждения в современную социокультурную структуру.

В этом случае музей должен также позиционировать себя как открытую площадку для общественной коммуникации через музейный предмет. Поэтому для создания музейного продукта уместно привлекать общественность через партнерские связи, волонтерские программы, студенческие проекты. Обществу нужно рассказать, что музей – это уже «не пережитки прошлой эпохи», но и платформа для интерактивного общения. Поэтому следует активно создавать и развивать музейную коммуникацию. Среди музейных сотрудников важным является понимание того, что современные музеи трансформируются из хранилищ предметов и знаний в интерактивных баз данных, представленных через музейный предмет.

В условиях рыночной экономики учреждения и организации для эффективной реализации собственной деятельности предварительно работают над созданием стратегии устойчивого развития. Этот документ создается с целью определения приоритетных проблем и задач и поэтапного поиска путей их решения. За период независимости Украины ни один музейный заведение на Волыни не разработал такого документа. Все потому, что музейные сотрудники не знают и не стремятся узнать, как осуществлять эффективную деятельность в период современной рыночной экономики. Важная смена парадигмы развития музея от количественных показателей и выполненных планов к применению новых современных подходов к реализации музейной деятельности.

Актуальным в современном музейном деле было, есть и будет вопрос бюджетного финансирования музея. Это проблема, с которой сталкиваются все учреждения культуры. Она является актуальной не только для Украины, но и для большинства развитых стран. Однако существует различие. Когда, к примеру, в европейских музеях возникают финансовые проблемы, они активно занимаются их решением. Ведь в современном информационном мире проблема поиска средств является не столь сложной к решению. Существует достаточное количество источников привлечения финансов, среди них и написания грантовых проектов, привлечение меценатских средств, налаживания партнерских связей и тому подобное. Однако значительная часть украинских музеев не применяет таких методов.

Эти проблемы являются актуальными для современных музеев, однако не такими критичными, как кадровая политика. В большинстве музеев продолжают работать научные сотрудники, которые получали знания о музейном деятельность при другой системе ценностей и государственной политике, и не намерены менять устоявшуюся ситуацию. Они не задумываются над вопросами эффективного менеджмента, маркетинга, фандрайзинга и разработки стратегии музейного развития. В прошлом в этом не было необходимости, однако, когда ситуация кардинально изменилась, кадровая политика осталась неизменной. Старшее поколение никоим образом не требует изменений. Большинство из них привыкли работать в определенном режиме, который не требует генерирования новых идей и подходов к музейной работы. У них нет понимания необходимости внедрения определенных изменений и трансформаций. В том числе и через применение информационных технологий для представления музейного предмета. При качественно новом подходе в реализации музейной политики большинство насущных проблем и вопросов предстанут как стратегические цели и временные задачи.

В настоящем перед современным музеем существует ряд актуальных возможностей и перспективных планов, о которых большинство музейных работников даже не задумываются…

А зачем?..

Источник

Добавить комментарий