О шароварщине и все остальное

Про шароварщину та все інше

Вряд ли это сообщение можно назвать размышлениями, потому что такие должны были бы основываться на полноте восприятия и всестороннему взгляде, поэтому прошу это воспринимать как предвзятые рефлексии на сообщение Леси Гасиджак и обсуждение спровоцировано тем заметке.

Начну с анекдота (не для детей). Начало цитаты: «Я работаю проституткой, и мне нравится моя работа, только некоторые клиенты жалуются на перхоть… Ах, если бы они знали, что по сравнению со всем остальным это такая мелочь!» Конец цитаты.

Начнем с самого слова (а не понятия) «шароварщина». По моему мнению, это слово трудно перевести на другие языки (какой аналог есть хотя бы в русском, «кокошнічество»?), мне оно всегда режет слух своим пренебрежительным и унизительным отношением к украинскому. Оно может быть применено исключительно к украинскому, его невозможно применить к какому иностранного проявления безвкусицы. Как я понимаю, то суть понятия, которое обозначается этим словом – безвкусица, китч, рагульство, но расцветка, очень антиукраинское. Да и само определение этого понятие очень размытое (самые аутентичные древние шаровары, это шароварщина?), между прочим, в Википедии определение понятия «шароварщина» отсутствует.

Відступімо полшага в прошлое. Те страшные шаровары и юбки, которые встречаются практически повсеместно (даже в диаспоре), является следствием многих воздействий… Начать можно еще с Театра корифеев, посмотрите на фото из спектаклей, или на их сценические костюмы в Театральном Музее, те костюмы мы бы сегодня назвали «шароварщиной» — то преимущественно обобщенно-центрально-украинские сценические костюмы, которые даже на Западной Украине (где шаровары не ходили), использовались в театральных постановках спектаклей. За Театром Корифеев не отставали локальные театры и театральные кружки, которые тоже упрощали и синтезировали «украинский строй», под влиянием того, что они видели у корифеев (это при том, что имели прекрасные местные народные костюмы)! То есть, на мою (в определенной степени дилетантську) мнению, если не первопричиной, то по крайней мере одной из причин возникновения «шароварщины», как формы, есть сценические костюмы с необходимой для них яркостью, упрощением и обобщением (по крайней мере, отсюда имеем это в диаспоре).

Далее были Советы, чье отношение к искусству (кроме соцреализма), этнографии, хорошего вкуса и эстетики было откровенно враждебным. В частности, они не видели ничего ценного в народном искусстве (обратите внимание на убогость оформления и черно-белые фото совковых изданий о народном искусстве и сравните их с австрийскими, немецкими, или даже польскими изданиями того же периода). Под лозунгами кажущейся опеки над народным достоянием, насаждался комплекс неполноценности и миф об убогости народного искусства (и языка), почитайте воспоминания Ивана Гончара, особенно о его посещении краеведческих музеев, их враждебность к украинскому искусству побудила его собрать собственный музей и в течение жизни он упорно отказывался передать свою коллекцию в фонды совковых музеев, ибо хорошо понимал, что с того будет…

Совковый период, это был мощный удар по эстетике, за небольшими исключениями, практически все построенное и созданное в это время, от обуви и одежды до автомобилей и зданий, было уродливым, потому что эстетическая сторона была для советов второстепенной, «а хороший дизайн это всегда наследственность» (Ю. Андрухович). Для нас это имело следствием потерю художественной ориентации и искажение понимания, что является хорошим вкусом. При совке народное искусство практически сошло на нет (которое может быть искусство, когда работаешь за трудодни?) остались лишь остатки того, что осталось от догеноцидних времен.

В новейшие времена, мы до сих пор живем по инерции совковой эпохи. Наше понимание искусства, в частности народного, наши вкусы и практики больше похожи на немного одичавшие, примітизовані и деідеологізовані массовые мероприятия совковых клубов, чем на европейские. Подобно тому, как наши вожди на руинах совка построили такой «акулий» капитализм, который они себе представляли под влиянием совковой пропаганды (на западє человек чєлаєвєку – враг) и голливудских фильмов, так и в плане вкуса и эстетики, мы унаследовали искаженное представление о том, что такое «украинский стиль» (правда, даже само это словосочетание звучит странно?) По-сути, мы все еще продолжаем движение по совковым вектором, а не по вектору собственно украинского искусства, не говоря уже о модерновый вектор основан «Расстрелянным возрождением»… Добавьте к этому всему, банальное невежество и незнание своей истории, этнографии, искусства и т. п…

Согласитесь, что на фоне этого всего, описанный в статье Леси случай с красными шароварами, так же как и «защитная тема» в комментариях – это такие мелочи!

Но меня пугает не только это, обратите внимание на обсуждаемые в комментариях под заметке положительные примеры: группа «Воріття», «1000% аутентика», «гончаровская роскошь» — на мой взгляд, носить древние аутентичные костюмы в ХХІ веке, это дикость, безответственность и неуважение к народному искусству (не буду повторяться, я уже писал об этом здесь. Кажется мне, что мы заблудились и потеряли даже то место, где мы заблудились…
По оплакуваної в комментариях «отсутствия финансирования и денег», в очередной раз должен отметить – отсутствие денег — это всегда следствие. Следствие отсутствия идей, усилий и желания работать. Это не мои слова, это обще доступная, описана и напечатана теория и практика, почитайте: Форда, Бренсона, Терещенко, или Сінека.

Наконец, на мое предвзятое мнение, обсуждение даже такой конкретной темы, как щароварщина, обнажает гораздо большую и сложную проблему – нашу дезориентацию. Как видится, в общем мы сами не очень понимаем, что является хорошим вкусом, что является приемлемой практикой, что является украинским стилем. Нам явно не хватает: знаний, опыта, последовательности и преемственности, а, прежде всего: камертонов, ориентиров, точек опоры. По большому счету, мы не очень хорошо понимаем, кто мы, откуда взялись, куда идем и с какой целью… Это я к тому, можно оценить степень отклонения, или искажения отдельного явления, не имея четкого понимания базовых ценностей и направлений движения?

Источник

Добавить комментарий