О венгерское искусство во Львовской национальной галереи искусств им. Бы. Возницкого

Про угорське мистецтво у Львівській національній галереї мистецтв імені Б. Возницького

Про угорське мистецтво у Львівській національній галереї мистецтв імені Б. Возницького

Из 63 тысяч предметов хранения Львовской национальной галереи искусств им. Бы. Возницкого можно выделить сравнительно небольшую группу произведений венгерских художников: около 100 картин, рисунков,миниатюр, гравюр и скульптур, созданных примерно от И-й половины XVIII века. до середины ХХ века. Лишь небольшая часть из них находится в экспозиционных залах, большинство в хранилищах. Выставка «Венгерская рапсодия», которая состоялась в конце 2019 г. в залах галереи, впервые дала возможность в полноте познакомиться с коллекцией, увидеть национальные особенности развития профессионального искусства в Венгрии, найти общее или отличное в развитии венгерской и украинской культур.

 

Коллекция венгерского искусства в галерее складывалась постепенно. Ее появлению поспособствовало близкое территориальное соседство и подобные исторические этапы в составе австрийской монархии (1772-1918 гг.). Общее культурное поле вокруг венского двора, который в одном государстве объединял представителей разных народов порождало общей идеологии, цели, вкусы и увлечения. Закономерно, что в старых львовских коллекциях XIX века. хранились художественные произведения венгерских художников. Из Подгорецкого замка в галерею попал – «Портрет Дембовского» работы. Маньоки, из Музея им. князей Любомирских – «Портрет Августа II», из сборника И. Яковлевича – «Портрет генерала Л. Нарышкина Н. Барабаша, из сборника Б. Ожеховича – «Портреты супругов Гандель» А. Медвея. Однако большинство экспонатов, как это видно из инвентарной книги, была закуплена из частных рук в конце 1950-х гг., то есть после трагических событий в Венгрии 1956 г. В целом галерейная коллекция отражает особенности и основные этапы становления и развития венгерского профессионального искусства.

Известно, что искусство отражает общественную жизнь и его изменения. Понятно, что на протяжении веков через подвластность то османской, то габсбургской империям, на развитие профессионального живописи на венгерских землях влияли мощные соседние государства. Одаренные венгры получали образование в ведущих художественных центрах Европы, выполняли заказ богатых коллекционеров, часто за пределами родины, и в мировоззренческом аспекте были далеки от национальных вопросов. Портретист Адам Маньоки (1673-1757) одним из первых венгерских художников снискал европейскую славу. Стилевая и композиционная специфика его творчества базировалась на достижениях французского портретной живописи эпохи рококо и успешно воспринималась на многих европейских дворах. Однако в творческой биографии художника есть моменты, касающиеся исторических событий в Венгрии, когда он был на службе Фереца II Ракоци (1676-1735), князя Семиградья, который в 1703-1711 гг возглавил национально-освободительную борьбу венгерского народа против империи Габсбургов и стал для многих безгосударственных народов символом борьбы с абсолютизмом, вождем, который сумел пробудить в сердцах масс дух национального сознания и жертвенного патриотизма. В сборнике галереи три портрета из-под кисти А. Маньоки, в том числе «Портрет Каспара Бекеша» (1520-1579), венгерского магната, графа, который в свое время претендовал на трон в Семигородді.

Со старой сборки галерее дошли до нас редкие для середины XVIII века. жанровые сцены, нарисованные неизвестным автором,на которых оживают фигуры специфически венгерского национально характера.

Только в XIX веке. можно говорить о существенной эволюции венгерской национальной культуры, как впрочем, и в других странах Центральной Европы. За то, что художники получали художественное образование в Вене, в первой половине века, подобно как и во Львове, заметным в живописи является влияние столичной академической школы, в частности бідермаєрівського реализма. Этот период представлен в галерее портретами Фюлопа Штайнера (1812-?), Кароля Штеріо (1821 – 1862) и выходца из венгерской семьи, осевшей в Галичине, Августа фон Медвея (1813-1870), которые в 1840-х гг. держали в Пеште мастерской-ателье. И хотя это не были художники высочайшего класса, но они успешно удовлетворяли вкусы мещанской среды. Там же от 1840 г., после непродолжительного обучения в Вене, Бухаресте и Италии, работал Миклош Барабаш (1810 – 1898), один из крупнейших венгерских художников своей эпохи. В галерее его ранняя работа 1832 г. – портрет русского генерала Л. Нарышкина.

Про угорське мистецтво у Львівській національній галереї мистецтв імені Б. Возницького

В Венгрии середины XIX века, как и во многих европейских странах, происходили поиски национальной самоидентичности, а главной общественной идеей стала борьба за национальные свободы, увенчалась особенно ярой революцией 1848-1849 гг. Активным участником этих событий был Мор Тан (1828 – 1899). На баррикадах изображал выступления повстанцев. Разработал в 1848 г. первую венгерскую почтовый марку. Впоследствии, после свержения кровавого восстания, выехал за пределы Венгрии. Придерживаясь эстетики академизма, стал пионером венгерского монументальной живописи, создавал величественные полотна, фрески на темы из истории Венгрии, мифологические композиции, портреты исторических героев. Галерея может гордиться его живописным эскизом для монументальной росписи «Суд Соломона». Юным артиллеристом-наводчиком на баррикадах был Янош Загораї (1835-1909). Впоследствии самостоятельно достиг художественного мастерства. Выучился в Будапеште на учителя рисования и скромно протяжении многих лет преподавал рисунок в гимназии в Берегово. На заказ выполнял портреты. Таким жанром представлен в галерее.

При российском царском дворе от 1859 г. хронистом-рисовальщиком церемоний, коронувань, сцен из событий придворной жизни и царских охот был Мигай Зичи (1827-1906). – художник романтическо-реалистического направления, который в совершенстве владел рисунком. Аристократ по происхождению, он искренне увлекся идеями национального освобождения. Инспирированный возвышенной поэзией Шандора Петефи (1823-1849) – активного деятеля венгерской революции выполнил немало иллюстраций к произведениям поэта. Также нарисовал несколько больших по размерам символически-аллегорических картин с глубоким философским осмыслением жизни и духовности, к которым относится полотно «Мессия» с галерейной сборки.

Во второй половине XIX в.. много одаренной венгерской молодежи приобретало художественное образование в Мюнхене, где в академии художеств культивировалась традиция возвышенного исторического живописи и жанровой живописи в эстетике академического подхода. Трое венгров: Дюла Бенцур, Шандор Вагнер, Шандор Ліцет-Майер стали профессорами академии, около 200 студентов венгерского происхождения было зарегистрировано там в этот период. Находясь за пределами родины венгерские художники, моделируя национальную концепцию, обращались к историческим темам и героики прошлого. Венгерская специфика проявлялась также в композициях с яркими типажами в экзотических народных костюмах, розповідних сценах из деревенской повседневности, с странствующей жизни вольнолюбивых цыган. Через мастерскую академиста Шандора Вагнера в Мюнхене прошел Артур Тольдяші (1853-1920), который рисовал сцены из жизни соотечественников. Но прежде всего природа родины, воспроизведена со скрупулезной наблюдательностью, как это предстает в картине «Лунная ночь», стала источником многолетнего вдохновения. Как автор настроенческих пейзажей родной природы в реалистически-романтической манере получил международное признание Густав Мадьяр-Маннгаймер (1859 – 1937). В львовской сборке – два его эмоциональные эскизные пейзажи «Туман» и «Буря». Совершенствовал свое мастерство в Мюнхене Алайош Гергардт (1837-1889). Став в Будапеште учителем гимназии, он выбрал для себя узкий, но популярное тематическое направление: идеализированную свободу цыган, путешествующих на кибитках, базарные сцены продаже лошадей и родные глазу далеко идущие степные пейзажи. Наиболее знаменитым учеником Ш. Вагнера в Мюнхене в 1866-1868 гг. был Михаэль Либ, известный от 1868г. под псевдонимом Мигай Мункачи (1844-1900) – зачинатель и творец венгерского живописного реализма. Убрано имя указывает на город его рождения – Мукачево. М. Мункачи называли виртуозом кисти, а его творчество для многих венгерских художников стала эталоном изобразительной культуры, ориентиром в совершенном художественном высказывании. Через живописную сдержанность и отсутствие темпераментности мазка «Портрет ученого» из собрания галереи только приписывают к его творчеству.

Активное оживление в художественной жизни и существенные изменения в культуре Венгрии наблюдались после австро-венгерского компромисса 1867 года. Тогда появились две чрезвычайно важные институты: 1871. – первый государственный высшее художественное учебное заведение – Венгерская королевская школа рисунка (Mintarajztanoda), которую часто называют академией художеств, а в 1877 г. – свои двери открыл большой постоянно действующий выставочный зал Мючарнок. Выходец из аристократической семьи землевладельцев Ласло Кезді-Ковач (1864 — 1942) несмотря на то, что в живописи был автодидактом, активно от 1886 года. выставлял свои реалистичные лесные пейзажи, полные световых эффектов в Национальном салоне, в Мючарноку и на международных выставках. Среди галерейных произведений – пейзажи «Летний вечер» и «Осенний вечер» (1904 г.), в которых проявляются его художественные поиски с игрой света.

Выдающийся представитель реализма и натурализма в венгерском искусстве Шимон Голлоши после учебы в мюнхенской академии открыл там, в баварской столице, в 1886 году свою частную школу-студию, так называемую «анти академическую академию», где учил как реалистично изображать действительность с помощью новых неакадемических средств, что шли из Франции. Его выучка кроме венгров получило еще и немало художников из центральной и восточной Европы, в частности Г. Нарбут, И. Грабарь, К. Кжижановський, Е. Окунь, работы которых есть в львовской галерее. К числу известных венгерских художников, тесно связанных со школой Голлоши принадлежит Бела Иване-Грюнвальд (1867-1940), который стал одним из ведущих художников модернизма в Венгрии. Начиная с 1896 г., а эту дату принято считать переломным моментом в визріванні современного венгерского искусства, на летнее время школа Голлоши перебиралась из Мюнхена до городка Нодьбаньо в предгорье Карпат. Создалась так называемая художественная колония Нодьбаньо, где ее члены начали отдаляться от мюнхенского реализма, а крестьянскую тематику, природу родного края изображали в так называемом «изящном натурализме». Не чурались пленеризма и, впоследствии, импрессионизма. Они создали гомогенный стиль, основанный на созвучии трех факторов: «природа», «чувства», «артистизм». После того как Ш. Голлоши в 1901 г. покинул Нодьбаньо и организовал в 1905 г. новые пленэры в Тячеве – их еще называют «карпатским Барбізоном», место одного из руководителей и ведущим преподавателем школы уже в Нодьбаньо (возникла в 1902 г.) занял Бела Иване-Грюнвальд. На смену стилевым признакам пленеризма, реализма, импрессионизма, царившие в художественной колонии Нодьбаньо где до 1906 года, художники, прошедшие обучение в Париже, среди них Бы. Иване-Грюнвальд, внесли новые задачи постимпрессионизма и фовизма. Часть из них организовалась в группу «Neos» (от слова «неоімпресіонізм»), ставшая знаменем авангарда в венгерском искусстве начала ХХ века. Это время в творческом развитии Бы. Иване-Грюнвальда, как соучредителя этой группы, был наиболее продуктивным и ценным. Тогда он нарисовал картину «Улица в деревне». Свое мастерство упражнял в этой школе в 1912 г. Тівард Муссон (1887 – 1946), Вильмош Надь (1874-1953). В 1911 г. Бы. Иване-Грюнвальд основал новую художественную колонию Кечкемет. Туда он пригласил одного из соучредителей художественной колонии Сольнок Ференца Ольдяї (1872-1939) – известного пейзажиста, который в 1907 г. принимал активное участие в создании MIENK (Кружок венгерских импрессионистов и натуралистов). Его картина «Осенний вечер» с изображением водопоя – мотив, который он часто повторял в 1930-х гг., показывает как в реалистическом пейзаже сплетаются воедино различные художественные поиски. В колонии Сольнок живописцев объединяла приверженность фигуративной живопись. К 1928 г. там преподавал Петер Сюле (1886-1944) – один из ведущих мастеров реализма, продолжатель традиций Н. Мункачи и в тематике – изображения простых людей, и в эстетически-малярной сфере. Глубокий драматизм отражается в лицах людей, погруженных в собственные размышления, пронизанных ощущением одиночества в его картинах «Завтрак батрака», «Портрет сестры художника», «Цыган». В работе с раннего периода творчества «В саду» (1912 г.), что нарисована широкими мазками в реалистично-импрессионистической манере, колорит есть свежим, палитра красок светлой, настроение погожим, а женщина и ее окружающей среды умело схвачены художником в момент перехода одного состояния в другое.

Необходимо отметить, что венгерское искусство очень тесно связано с родной землей, народом, общественными проблемами и вызовами. Олицетворением этого является Имре Ревес (1859-1945) – выдающийся представитель демократическо-критического реализма в венгерском искусстве ХХ века. Большое количество его живописных произведений, эскизов, рисунков, гравюр в сборнике галереи обусловлена тем, что детские годы и схилок жизнь он провел в городке Виноградов на Закарпатье. Его творческое становление прошло через обучение в Венской академии искусств, школы в Нодьбаньо. Он учился и стал помощником в мастерской Мигай Мункачи в Париже. Достигнув профессиональных высот был награжден премией имени Н. Мункачи, в 1904 г. стал профессором высшей Венгерской королевской художественной школы, воспитал выдающихся украинских художников И. Бокшая, А. Эрдели и Е. Грабовского. На протяжении творческого пути оставался верен выбранной под влиянием М. Мункачи демократической историко-жанровой тематике. Он является ярким примером того, как в творческой личности сплавлялись эстетические задачи художника и этические проблемы народного трибуна. Подобно своему учителю, Имре Ревес в густой живописной манере, выделяя из темного массива светлые пятна полутонов, с глубокой проницательностью, без эмоционального надрыва но с завуалированной симпатией, изображал строгую жизнь простого народа, скромный быт, нехитрые забавы. В сборнике галереи таковы его ранние живописные произведения – «Перед вечерницами» (1890), «Интерьер крестьянской избы», «Сельское подворье», пастель «Встреча». За картину «Требуем хлеба!» в 1901 г. художник получил на Международной выставке в Мюнхене золотую медаль. В сборнике галерее эскиз к картине, выполненный пастелью. Проницательной наблюдательностью отличаются портреты И. Ревеса, в которых он проявил себя как мастер психологического погружения в душевное состояние человека. Смелыми сочными мазками искусно моделировал лица обычных людей, а колористикой произведения добивался соответствующего эмоционального звучания как это в эскизных портретах «Гонвед», «Старый крестьянин», «Голова старой крестьянки». Вместе с тем, несмотря на бытовой сюжет, аристократично утонченно смотрятся в него, подобно балерин Е. Дега, фигуры юных крестьянок в пышных, призбираних юбках на рисунке-эскизе к картине «Лущения кукурузы».

Хотя венгерское искусство отличается автохтонным развитием, однако оно не было изолированным от главных искусных направлений модернизма. На выставке «Венгерская рапсодия» было представлено 79 произведений более 30-ти авторов. Среди них литографии выдающегося создателя венгерского авангардного искусства Вілмоша Перлротт-Чабы (1880 – 1955), который в начале ХХ века. учился в школе Анри Матиса. Уже в Париже снискал славу и имел там персональные выставки. Звездой выставочных залов и галерей в Берлине, Париже и Лондоне в 1920-1930-х гг., иконой стиля был Карой Котас (1872-1941). Высоко оценены критиками за пуантиалістичну технику, за необычные мерцающие цветовые решения, его картины, несмотря на непритязательную тематику – жизнь простых людей, по очень высоким ценам раскупали богатые коллекционеры, а автопортрет попал в пантеон художников – в галерею Уффици. Период наибольшей популярности К. Котаса представляет картина «Полдень». И в Европе , и в США очень модным стал художник-самоучка Аурелі Нараї (1883-1948), который постоянно принимал участие в национальных и международных выставках, получил несколько серебряных медалей. В постімпресіоністичній манере он создавал опоетизовані образы мечтательных, волшебно-деликатных, завернутой цветами, дымкой молодых женщин, мадонн, на фоне цветущих ландшафтов, как в картине «Девушка с цветком». Особым взглядом на урбанистику, за что его назвали «поэтическим летописцем Будапешта», выделяются городские виды Антала Беркеша (1874-1938).В них манит уникальное, безошибочное чувство архитектоники городских проспектов, улиц, наполненных движением, шумом, в разные времена года, при разном освещении. Особой популярностью пользовались зимние виды, выполненные в эстетике импрессионизма, с непривычными для Будапешта или Парижа снежными заносами, как на львовской картине «Улица Ракоци в Будапеште зимой». Через призму творчества Ласло Барты (1908-1998) отслеживаются изменения, характерные для искусства ХХ века: от традиционно фигуративных изображений, зачерпнутих в Будапештской художественной академии (1926-1933 гг), к абстрактным, благодаря продолжительному пребыванию во Франции в 40-х гг., личному знакомству с основателем кубизма Жоржем Браком и футуристом Джино Северино. На разных этапах творчества, независимо от способа изображения, или фигуративной или абстрактной, Л. Барта оставался верным лирико-поэтическому восприятию мира. До периода лирического реализма относится его «Вышеградский замок», написанный в 1935 г.

В подавляющем большинстве работы указанных выше именитых венгерских художников хранятся в Национальной венгерской галереи в Будапеште, во многих ведущих европейских музеях. Львовская коллекция имеет свою специфику: картины, собранные в ней, когда-то украшали частные дома. Они еще выявляют предпочтения и вкусы рядовых людей, которым руководила любовь к прекрасному.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru