Общественность бывает разная

Громадськість буває різна

Громадськість буває різна

В контексте внедрения конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры одним из ключевых представляется вопрос формирования состава комиссии, в частности: какие общественные организации имеют право подавать в состав комиссии?

Напомню, что в феврале 2016 г. вступили в действие поправки к Закону Украины «О культуре» относительно внедрения конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры. Согласно п. 3. ст. 213 ЗУ «О культуре» отбор осуществляет конкурсная комиссия, по 3 кандидатуры в состав которой представляют члены трудового коллектива, орган управления и общественные организации «в сфере культуры соответствующего функционального направления» (в случае, если предложения по составу комиссии подает больше чем одна общественная организация, три кандидатуры от общественности избираются путем жеребьевки).

Украинский центр развития музейного дела (УЦРМД) уже более полгода осуществляет мониторинг реализации конкурсной процедуры и ее соблюдение участниками процесса. По состоянию на сегодня УЦРМД проанализировал ход объявления и проведения около 80 конкурсов в национальных и региональных музеях по всей стране. Вынуждены констатировать, что по нашим наблюдениям в более половине случаев имели место разного рода нарушения: от «невинного» несоблюдение сроков и требований относительно публикации материалов, до вполне существенных, которые, порой, вполне могли стать помехой на пути объективного выбора. Нарушений допускали разные стороны, однако больше всего вопросов в процессе мониторинга возникало именно к органам управления. Анализируя причины нарушений иногда можно говорить об обычной невнимательности или халатности. В отдельных случаях есть основания предполагать чьи-то умышленные действия. Но больше всего поразил размах самостоятельного «истолкования» и «интерпретации» действующего законодательства, умение прочитать между строк то, чего в законе вообще нет или четко указано с точностью до наоборот.

Возвращаясь непосредственно к теме публикации отмечу, что также мы неоднократно наблюдаем случаи, когда органы управления допускают до жеребьевки кандидатуры предложены очень широким спектром общественных организаций – от действительно профильных музейных профессиональных объединений к организациям чье функциональное направление и фактическая деятельность далекие от музейного дела. Иногда количество таких общественных организаций достигала десятков! На вопрос, все ли из них, включительно с гендерными, молодежными, ветеранскими и другими объединениями, действительно соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности, функциональному направлению, представители органа управления каждый раз отвечали: «да, потому что у них в уставе есть слово «культура»».

Насколько на самом деле само упоминание слова «культура» в уставе общественного объединения (без анализа контекста его употребления) может свидетельствовать о соответствие общественной организации духу и букве Закона Украины «О культуре»?

С таким вопросом УЦРМД обратился за разъяснениями в Институт государства и права имени.М. Корецкого НАН Украины и Института законодательства Верховной рады Украины.

Мы чрезвычайно благодарны указанным институтам за оперативный и профессиональный рассмотрение наших обращений. Полные тексты ответов подаем в конце публикации.

Как можем увидеть из писем, специалисты обоих Институтов заняли абсолютно тождественную позицию: для признания соответствия общественной организации функциональному направлению просто упоминания слова «культура» в ее уставе маловато. Общественная организация должна осуществлять соответствующий, определен ЗУ «О культуре», вид культурной деятельности, что должно быть указано в ее учредительных документах. То есть в случае проведения конкурсного отбора на должность, например, руководителя музея, библиотеки, театра должны участвовать общественные организации, деятельность которых связана соответственно с музейным делом, библиотечным делом, театральным делом…

Следовательно возникает следующий вопрос: случаи игнорирования духа и буквы закона и размыванию критериев при формировании конкурсной комиссии – это халатность или сознательная манипуляция?

 

Громадськість буває різна

Громадськість буває різна

Громадськість буває різна

Громадськість буває різна

Громадськість буває різна

Источник

Добавить комментарий