Одесский художественный музей покажет свою коллекцию произведений Яблонской

Одеський художній музей покаже свою колекцію творів Яблонської

С 3 марта до 1 апреля включительно в выставочных залах Одесского художественного музея пройдет выставка работ Татьяны Ниловны Яблонской из собрания музея, приуроченная к 100-летию со дня ее рождения.

Творческий путь Татьяны Яблонской разнообразный, яркий, уникальный. Ее стиль узнаваем, а влияние на развитие украинской живописи трудно переоценить. Посчитать все музеи, в которых хранятся работы Яблонской, практически невозможно — ее произведения украшают собрания не только Украины, но и во всем мире от московской Третьяковки до Музея Дракона на Тайване.

Юбилейного года по всей стране проходят персональные выставки Татьяны Яблонской. Не останется в стороне и Одесса — коллекция Одесского художественного музея хорошо иллюстрирует основные этапы творческого пути всемирно известной художницы, убедиться в этом можно будет уже 3 марта. Наследство Яблонской в собрании музея представлено 15 живописными и 6 графическими работами. Многие из этих произведений к 100-летнему юбилею художницы выставляются впервые.

Одеський художній музей покаже свою колекцію творів Яблонської

Т.Яблонская. В парке, 1949

Талант Яблонской проявил себя еще в студенческие годы — первая персональная выставка художницы состоялась в стенах Киевского художественного института в 1940 году. Сейчас эти работы экспонируются в музее Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, но одна из них (академическая постановка «Гуцульская пара») украшает коллекцию Одесского художественного музея. В «Гуцульской паре» прослеживается влияние преподавателя живописи, знакового украинского художника Федора Кричевского (1879-1947).

В произведениях конца 40-х — начале 50-х Яблонская проводит сопоставление пейзажа и человеческой фигуры. Этот период на выставке представлен картиной 1946 года «Вечер на Днепре».

В коллекции музея нет монументальных, обобщающих картин Яблонской, которые принесли ей славу в конце 40-х годов. Нет и камерных, жанровых, повествовательных работ 50-х, созданных под влиянием материнства и ухода от больших тем. Но есть этюды — вспомогательный материал, который Яблонская использовала во время разработки больших полотен. Эти зарисовки дают нам возможность проследить ход подготовки художницы до написания его знаменитых картин. Среди них темпера 1946 года «В парке» (етюдна работа к картине «Над Днепром» (1956, НХМУ)) и рисунок карандашом 1973-го «Зимой» (этюд к картине «Зимний день в Седневе» (1973, ДРМ)).

Одеський художній музей покаже свою колекцію творів Яблонської

Т.Яблонская. Над Днепром

В 1960-е Яблонская кардинально меняет свой стиль в сторону упрощения и декоративности. Татьяна Ниловна много путешествует по украине, часто бывает в Полесье, Закарпатье. Под впечатлением от самобытного народного искусства в течение нескольких лет она создает цикл «Украинские мотивы». Фольклорные традиции повлияли на своеобразный образный строй произведений — целостность, торжество ритма, симметричность композиции, звонка яркость цветовых пятен.

В Одесском художественном музее хорошо представлен этот период ее творчества.

Т.Яблонская. Молодожены, 1966

1966 года представляет глубоко традиционные образы жениха и невесты: сочетание силы и твердости мужского характера с застенчивой женственностью.

В начале 70-х Яблонская снова в творческом поиске — большое влияние на него оказала поездка в Италию и вдумчивое знакомство с искусством Проторенессанса. В Яблонский открывается второе дыхание, она пригадуює довоенные студенческие поиски чудодейственных возможностей живописи. Начинается период этюдов, непосредственного диалога художника с природой. Любой незначительный мотив художницы удается опоэтизировать, наполнить сложной внутренней жизнью. Посетители выставки смогут увидеть работы «На косе», «Теплый весенний дождик», «Старая яблоня», «В саду» — все эти пейзажи привлекают лиричностью, пиететом художницы перед красотой мира. Доминируют поиски трактовку живописной поверхности, композиционных и тональных решений с учетом переосмысления творчества импрессионистов, барбизонцев. Палитра висвітляється, наполняется воздухом. Силуэты предметов растворяются в переливах света и цвета. Полотна 70-80-х годов — особый целостный мир, который требует вдумчивого, неторопливого, внимательного постижения.

Последние годы жизни Татьяны Ниловны были омрачены тяжелой болезнью. Прикованная к инвалидному креслу, она не оставляла дела своей жизни. Наоборот, жизненные обстоятельства позволили ей видеть большое в малом, продолжить большой созерцательный путь в творчестве и подтолкнули к применению непривычного для нее материала — пастели. Объектом ее ежедневного созерцания стало окно в кухне, максимой красоты — любой предмет, освещенный солнцем.

Открытие выставки состоится 3 марта в 15.00 при участии художницы Гаяне Атаян, дочери Татьяны Яблонской. Вход на открытие выставки свободный.

Источник

Добавить комментарий