Ожидания относительно программ кандидатов на руководящие посты в музеях

Очікування щодо програм кандидатів на керівні посади у музеях

«И уезжать мы еще не готовы
и басы нам нетерпеливо тнуть.
Пусть, люба, месяц на подковы
нам кузнецы перекуют»
Бы.И. Антоныч

Каждый раз когда я слышу стенания «Ой, мы еще не готовы…» и «денег нет…» в исполнении музейного хора или отдельных музейных солистов, мне вспоминается именно этот отрывок из Антонича. Пытаясь убедить музейщиков, что дальше медлить нельзя, ибо пришло время действовать и невозможного в этом ничего нет, я написал не одну запись и, если бы я печатал все те сообщения на бумаге, то уже перевел бы на это немалый кусок экваториальных лесов.Хорошо, что есть сеть, ФБ и Музейное Пространство, следовательно, for reference, выкладываю звена на опубликованные сообщения, так там детально обоснованные ожидания и требования, о которых пойдет речь далее:

  • (Не)веселая музейное приключение, или о время, что не лечит
  • Предвзятые мнения о практики рубки и наши корни
  • Некоторые соображения на музейную тему
  • Музейная (р)эволюция, или пути спасения
  • «Україніяна» и другие футурореалії
  • По Концепции
  • О страшное…
  • «Обилечивания» посетителей — дело рук самих…
  • Практики постоянной бедности
  • Про культуру и политику

Сейчас мы, рядовые граждане, имеем шанс повлиять на судьбу нашего музейного дела, потому что именно сейчас во многих украинских музеях объявляются конкурсы на руководящие должности. Это происходит в соответствии с требованиями ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры».

За этим законом комиссия, которая рассматривает кандидатов и их программы, формируется из 9 делегатов:

  • трое выдвигаются местным органом управления тем чиіншим учреждением культуры
  • трое выдвигаются коллективом музея
  • трое выдвигаются общественными организациями

Поскольку общество не имеет прямого влияния на квоту органов культуры и на квоту коллектива музея, то логично предположить, что эти квоты будут заполнены делегатами, которые будут выражать интересы мин-культа и самих музеев. Итак, Все это конечно в теории, на практике — все может быть.

Понятно, что став директором и получив контракт на пять лет, директор может «пуститься берега» и «забыть» о своей программе, чтобы этого не случилось, имел (но над этим можно поработать).

Логично, что лицо кандидата (его авторитет и регалии) являются второстепенными факторами, если предлагаемая им программа слабенькая, либо слишком размыта. Не вижу никаких оснований избирать кандидата, который нет ни понимания, ни видения, ни четкого плана действий. (или если он является сторонником сохранения текущего печального состояния).

Представителям общественности может быть довольно не просто оценить, но именно от программ будет зависеть состояние музеев, ибо отклонения от задекларированной четкой программы можно заметить, выявить и оценить степень отклонения, в то время как оценить меру расхождения прошлых достижений и авторитетности с фактическими действиями на посту директора – почти невозможно. Это не означает, что Если ни один кандидат на руководящую должность не имеет хорошего плана – не стоит выбирать ни одного (в таком случае, согласно закону, будет объявлен повторный конкурс).

Или отдельный делегат (член конкурсной комиссии) может повлиять на предлагаемые кандидатами на руководящие должности программы, либо убедить остальных делегатов – зависит от самого делегата и его аргументов. Чтобы не быть выразителем только своих собственных интересов, делегатам, которые желают отстаивать интересы общества, следует сформировать ожидания, либо требования к программам. Такие требования могут служить ориентиром для оценки программ и принятия решения относительно кандидатов на руководящие музейные должности.

Попробуем вывести ориентировочный перечень ожиданий и требований к программам, понятно, что единолично я не могу быть выразителем интересов всего общества, поэтому призываю всех добавлять собственные соображения и требования, чтобы наши делегаты (члены конкурсных комиссий) могли учесть наши пожелания.

Итак, для начала видится такое:

Служение обществу и общественным интересам, то есть потребностям всех групп посетителей, должны стать наибольшим приоритетом в деятельности Музея. Это означает прежде всего уважение, открытость и доступность для посетителей: реальных, виртуальных, с ограниченными возможностями, налогоплательщиков и льготников. А еще, это нуждается в обратной связи — формализованного выявления потребностей и интересов общества для дальнейшего анализа этих потребностей. Чтобы все это не превратилось в очередную болтовню и имитацию, нужны следующие шаги (см. далее пункты 2-8).

Сбор, Сохранение (и исследования) и Экспонирования Фондов в интересах Общества — эти функции есть ровно важными и ни одна из них не может быть отвергнута. Для управления и обеспечения качества этих функций необходимо определить и задокументировать приоритеты и Ключевые Показатели Эффективности (КПЭ) по каждому из них, эти приоритеты и КПЭ далее разбиваются на отдельные задачи, которые ставят перед отделами и работниками. Прогресс в каждом отдельном задании должно регулярно измеряться, а общий прогресс должен отображаться в Музейной Отчетности (см. п.4).

Кодекс музейной этики ICOM должно быть обязанностью каждого музейного работника. Ответственность директора – соблюдать Кодекс лично, а также следить за соблюдением Кодекса всеми подчиненными, отчитываться о соблюдении Кодекса перед обществом и наказывать работников, которые нарушают Кодекс. Каждый работник должен ежегодно заполнять и публиковать на сайте Музея декларацию соответствия всем требованиям Кодекса, а в случае несоблюдения требований работником руководство Музея должно оценивать риски от несоблюдения и употреблять предупредительных мер (вплоть до увольнения), чтобы нивелировать возможное негативное влияние.

Музей должен обнародовать (на своем сайте) Публичную Годовую Музейную Отчетность, которая содержит информацию о всех важных событиях и достижениях Музея за отчетный год, в частности, там должны быть такие разделы: Финансовая Отчетность (согласно текущих требований и П(с)БУ), Фонды (в разрезе групп/состояния/места на начало и конец отчетного периода и детализированный движение за год, количество отреставрированных экспонатов…), Посетители (количество посетителей реальных/виртуальных/льготных/новых/повторных…), Выставки (количество выставок, проведенных музеем, количество выездных выставок, количество посетителей на выставках…), Наука (количество научных публикаций в украинских и мировых научных СМИ, рейтинги цитируемости ученых, научные открытия, награды и призы…), Другое… Вся информация в Отчетности должна быть: достоверной, целостной, полной, последовательной и должна содержать сравнение с прошлым отчетным периодом. Пока не прописан наш национальный стандарт публичной отчетности для музеев, можно брать за образец годовые отчеты ведущих музеев мира (Metropolitan Museum, Victoria&Albert Museum, British Museum).

в течение первого года каденции (срок может варьироваться в зависимости от количества и типов экспонатов, но должно быть предопределено, иначе будем тянуть дальше). Для этого должна быть внедрена учетная система, что соответствует требованиям «Порядка учета музейных предметов в электронной форме» нормативная база для этого уже есть, формат учета и обмена данных утвержден, программное обеспечение можно купить, или использовать бесплатное.

в течение первых трех лет каденции (срок может варьироваться в зависимости от количества и типов экспонатов, но должно быть предопределено, иначе будем тянуть дальше). Для оцифровки и обнародования необходимо ввести электронный учет фондов, однако это можно делать параллельно. Обнародованным (на сайте) должны быть: информация (атрибуция, описание) о каждую фондовую единицу и хотя бы одно изображение для каждой фондовой единицы. Также должна быть возможность поиска экспонатов на сайте. Достоверным мерилом прогресса в оцифровке есть количество экспонатов обнародованных Музеем в международной музейной сети Європіана, соответственно, в программах кандидатов приветствуются обязательства относительно присоединения к этой сети.

для обеспечения беспристрастности и независимости сверки. Результаты таких сверок должны публиковаться на сайте Музея.

исходя из функций Музея, приоритетов и Ключевых Показателей Эффективности отделов. Каждый работник должен не просто ходить на работу, а работать над достижением определенных задач/результатов/прогресса, а за отсутствие работника на рабочем месте и неисполнения обязанностей должны внедряться финансовые и не финансовые санкции (вплоть до увольнения).

Буду благодарен всем, кто добавит себе труда исправить, или добавить что-то важное.

Источник

Добавить комментарий