«Пасха как зеркало Украинского мировоззрения»: новая виртуальная выставка кировоградского музея

«Великдень як дзеркало Українського світогляду»: нова віртуальна виставка кіровоградського музею

«Великдень як дзеркало Українського світогляду»: нова віртуальна виставка кіровоградського музею

Третий год подряд Украинцы встречают Пасху в непростое время, время испытаний, время очередной российско-украинской войны на востоке нашей страны, посылая к Всевышнему свои молитвы за успешное завершение военных событий и восстановления территориальной целостности нашего Государства – УКРАИНЫ..

С давних времен Пасха в Украине был самым большим и самым радостным весенним праздником, которое зародилось во времена знаменитой Трипольской культуры, Уже тогда определилась космогоническая сущность праздника, сложилась его уникальная и богатая обрядность, включая празднование Вербиці, роспись писанок, выпекания каравая – Пасхальной Бабки; это еще и праздник весеннего воскресения, обновления природы, которое отмечалось в день весеннего равноденствия еще со времен язычества, это праздник Весеннего Солнца и Природы, что возрождалась после зимнего сна как праздник Победы Света над Тьмой, Дня над Ночью, света Весны над Зимой.

К Вашему вниманию одна из дохристианских версий зарождения традиций относительно празднования Пасхи: «Восктесіння Христово в Украине начали отмечать сравнительно недавно – после официального принятия Христианства Киевской Русью в 988 году. Но в народе долго сосуществовали обе религиозные системы – народна (языческая) и государственная (христианская).

Естественно, что не только за несколько десятилетий, а за несколько столетий, можно кардинально изменить мировоззренческие основы народа.

Украинцам долгое время запрещалось нести на Проводы Пасхальные караваи и пасхальные яйца, которые посвящались душам усопших Предков. Вот как писал известный религиозный деятель Иван Вышенский до князя Константина Острожского в 1599 г.: «Пироги и яйца надгробные везде ликвидируйте». Духовоенство долгое время боролось и с «бесовскими танцами» – обрядовыми действами веснушек-гаивок.

Но впоследствии, вместо того, чтобы вести борьбу, христианская церковь решила те народные обряды и обычаи применить. Веснушки начали петь после Христианской Пасхи возле церквей, а не на полянах у воды, как раньше, много текстов веснушек были переработаны в соответствии с христианской морали, некоторые ключевые слова просто заменены.

Если процесс нельзя победить, его надо возглавить: Христианская церковь, которая после 3 века н.е. уже почти ничего общего не имела с настоящим – первичным Христианством, применила метод подмены названий и понятий. Народным праздникам давались внешне подобные христианские названия и христианские интерпретации, обряды же оставались такими, какими они были – так и произошло наложение Христианства на Народную звичаєву веру с постепенным ее вытеснением. Богатая обрядовая составляющая этих праздников, которая оставалась на протяжении веков, не позволила забыть о те первобытные народные (языческие) праздники, что были у нашего народа с давних времен.

Но стараниями царской России (православные христиане), Советской власти (атеисты) и нынешней власти (глаз – христианской, а по сути олегархічно — атеистической) все еще продолжается искажаться истинная история и историческая память украинского народа, уходит в небытие сакральное значение писанок, Пасхальных бабок, Праздник Вербиці, некоторых архаических символов и знаков и тому подобное.

Древние праздники и верования забываются или искажаются. В свое время в силу как объективных (переход на другое летоисчисление), так и других известных причин важнейшие праздники были сдвинуты во времени – а это приводит к полной потере магического действия Праздника и прерывает связь прошлого, настоящего и будущего народ».

«Великдень як дзеркало Українського світогляду»: нова віртуальна виставка кіровоградського музею                                                 

Сочетание двух вер, двух миров – язычества и христианства – до сегодня сохранилось в верованиях и пасхальной обрядности украинцев.

Составной частью виртуальной выставки есть работы на Пасхальную тематику из фондового собрания Кировоградского областного художественного музея.

Интересным по манере написания есть полотно (2006)художника, который работает преимущественно в области станковой, монументальной живописи и графики из. Алчевска Луганской области, члена Национального Союза художников Украины (1951г.н.).

Не оставит равнодушным(2001) кировоградского художника, члена Национального союза художников Украины (1948-2010), который в свое время обращался в живописных и графических доработках к духовной культуре наших предков, ища идеал современности в отражениях прошлого. Образы в его картинах насыщенные архаичной силой, экспрессией, движением, энергией действия. Мощный цвет, подчеркнутый графикой линии и орнаментикой языка, усиливают знаковость и символичность изображения.

В активе кировоградского художника (1958г.н.) есть произведения, выполненные в традиционной реалистической манере, и экспериментальные работы, выполненные в духе современности. Нередко эти два направления сочетаются в одном полотне. может служить примером сочетания традиций и новаторства в изобразительном искусстве.

Декоративная работа (2009)(1960г.н) выполнена в ярких цветах.

Надеемся, что представленная виртуальная выставка обогатит Ваш кругозор Пасхальных традиций и обычаев украинцев.

 

Источник

Добавить комментарий