Педагогический музей Украины — участник 17 Международного симпозиума музеев истории образования в г. Дордрехте (Нидерланды)

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

 5-8 июля 2017 г. в г. Дордрехте (Нидерланды) в Dutch national museum of education (Нидерландский национальный музей истории образования) состоялся 17-й Международный симпозиум музеев истории образования (официальное название — 17th International Symposium for School History Museums & Collections). Это мероприятие проходит раз в 2 года в разных странах мира. В этом году участие в симпозиуме впервые взял Педагогический музей Украины, который представляли директор Александр Михно и старший научный сотрудник Кира Степанович.

 

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

В этом году участие в симпозиуме приняли 15 стран: Австралия, Дания, Эстония, Италия, Латвия, Литва, Нигерия, Нидерланды, Германия, Норвегия, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Франция. Всего участников было около 40 человек, хотя в 2013 г. на 15-м симпозиуме в Словении было более 130 участников. Но, на наш взгляд, в этом году количество участников было оптимальным, ведь дала возможность спокойно, без перегрузки выслушать и обсудить все доклады, со всеми познакомиться, вволю пообщаться.

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Открытие симпозиума в музейной кофейне. Приветственное слово директора музея-организатора Тайса ван Руітена

Начался симпозиум 5 июля в 16.00 в музейной кофейне с приветственного слова директора музея истории образования Тайса ван Руітена. Далее состоялась экскурсия по экспозиции Нидерландского национального музея истории образования: участники самостоятельно осматривали экспозицию, а в случае необходимости обращались к сотрудникам музея, которые давали объяснения. После осмотра музея участников пригласили на товарищеский ужин (об этом далее подробнее), а завершился первый день работы симпозиума удивление интересным докладом Тайса ван Руітена, что была посвящена главной теме симпозиума «Оглядываясь назад в будущее, представляем историю образования новой эры». Завершилась работа симпозиума этого дня где-то около 22.00.

Следующие два дня целиком были посвящены докладам и их обсуждению. Начиналась работа в 9 утра и продолжалась до 17.00. Ежедневно выступало до 8 человек с перерывами на кофе и обед (каждый докладчик имел для выступления от 30 до 45 минут). От такой организации работы имеем только хорошие впечатления: 8 докладов за день можно и внимательно выслушать и подробно обсудить.

Наиболее интересными, а следовательно, и такими, которые лучше всего запомнились, были доклады коллег из Словении, Дании, Норвегии и Нидерландов.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Выступление Бранко Шустара (Словения)

Представитель Словенского музея истории образования (Slovenski šolskimuzej) Бранко Шустар подробно осветил содержание реализуемого музеем выставочного проекта «Дорогами образования славянских народов», участником которого является и Педагогический музей Украины. Участие в проекте принимают 10 славянских стран: представлено 7 национальных музеев образования из Любляны (Словения), Загреба (Ховатия), Белграда (Сербия), Киева (Украина), Габрово (Болгария), Праги (Чехия) и Братиславы (Словакия), а также материалы исследователей истории образования из России, Боснии и Герцеговины и Черногории. Каждый музей-участник представил 24 фотографии из собственных фондов с развернутыми подписями родном и английском языках в шести тематических разделах: 1) шаги в развитии грамотности, 2) педагоги, учителя, женщины-педагоги, 3) школьные здания, 4) школьные уроки, 5) школьные учебники и педагогическая литература, 6) учебные пособия и школьное оборудование.

Коллега из этого же музея Матея Рібарік выступила с интересной и очень удачно проиллюстрированной старыми фотографиями докладом «Класс природы: школьный сад вчера, сегодня, завтра» (как эта тема перекликается со Школой под голубым небом и Зеленым классом В. Сухомлинского!).

Представительница Дании Лия Сесилия Беннедсен работает реставратором, поэтому из ее доклада мы узнали об особенностях реставрационных работ в музеях Дании.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Выступление Ауд Рудшаген (Норвегия)

Выступление представительниц Музея истории образования в Осло (OsloSchoolmuseum) Ауд Рудшаген и Маріти Гесьєдал касался музейного образовательного проекта «Они забрали нашу школу молодежь в оккупированном Осло», который разработан специально для показа в школах Норвегии. Проект представляет собой симбиоз музейной выставки и театрализованной постановки с интерактивными элементами и освещает начало войны в Норвегии и деятельность двух организаций: сторонников и противников нацизма. В память врезались слова Ауд Рудшаген о том, что же побудило музей разработать и реализовать этот проект: «Что сегодняшняя молодежь знает о Второй мировой войне? Мы убеждены, что это все еще актуально и важно как для настоящего, и для будущего. Мы верим, что изучая собственную историю, молодежь становится способным понимать и наше сложное время, и изменять и улучшать будущее. Музеи могут изменить ситуацию!» Согласитесь, что мотивация вполне созвучна намерениям и чаяниям украинских музейщиков.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Выступление Жака Данное (Нидерланды)

Были и сугубо научные выступления о результатах исследований музейной коллекции. Скажем, сотрудник Нидерландского национального музея истории образования (Dutchnationalmuseumofeducation) Жак Данное в докладе «Образование в Нидерландских колониях (около 1900 г.)», опираясь на фонды музея (фото, учебники, учебные плакаты), подробно рассказал об особенностях учебного процесса в Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия).

Ну и несколько слов про еще одного участника, любимца сотрудников и посетителей музейного кота по имени Йєт. Завели его, когда в фондах появились мыши. Йєт успешно их ликвидировал и продолжает жить в музее, преспокойно путешествуя всеми музейными помещениями и не обращая внимания на людей. Вот он улегся на коврике перед началом выступления Киры Степанович.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Кот Йєт, любимец сотрудников и посетителей музея

В программу симпозиума было включено оба доклада представителей Педагогического музея Украины. В своем выступлении директор музея Александр Михно рассказал о последних выставочные проекты музея: выставки «Украинская книга 19171921 гг.», «Написано собственноручно» (рукописи украинских педагогов Т. Лубенца, Бы. Гринченко, С. Русовой,. Сухомлинского), «Фонотека: учебное винил», а также о долговременный выставочный проект, посвященный педагогическому наследию Василия Сухомлинского. Среди заданных вопросов: чем ценные украинские издания 19211917 гг., как музею удалось собрать и сохранить такое количество виниловых пластинок; также коллег интересовала количество посетителей музея за год, а наиболее частый вопрос: весь дом занимает Педагогический музей (это понятно, поскольку дом Педагогического музея – роскошное сооружение, одна из визитных карточек Киева, а все музея имеют проблемы с нехваткой экспозиционных площадей).

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Выступление Александра Міхна

Выступление старшего научного сотрудника Киры Степанович об особенностях работы Педагогического музея Украины с различными категориями посетителей был, на наш взгляд, одним из самых удачных как с содержательной, так и с формальной стороны, поскольку содержал несколько аттрактивных элементов. Сначала это короткое видео о Педагогический музей Украины под великолепное музыкальное сопровождение песни «Gracias a la vida» аргентинской певицы Мерседес Соса, далее собственно рассказ о реализованные проекты «Школу юного экскурсовода», «Школа музейного магии» и «Школа для музейщиков по работе с особыми посетителями», а под конец выступления Кира пригласила присутствующих исполнить танец под украинскую народную детскую игру-песню «Ой на горе рожь — сидит зайчик», которую сама и исполняла. Это вызвало буквально восторг у участников, и к концу дня все напевали мелодию этой песенки.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Участники симпозиума исполняют танец под украинскую народную детскую игру-песню «Ой на горе рожь – сидит зайчик». Запевает Кира Степанович.

Особенно интересным для европейских коллег стал проект «Школа для музейщиков по работе с особыми посетителями», поскольку проект дает базовые знания о различных нарушениях, а также инструментарий для работы с ними. Выпускники нашего проекта умеют адаптировать экскурсии, создавать отдельные проекты и музейные занятия для особой категории посетителей. Конечно, музеи в Европе оборудованы соответственно и доступны для этих людей. Но, как правило, сотрудники музея для этих посетителей проводят стандартную экскурсию, задача же донести музейную информацию до человека с особыми потребностями лежит на лице, которая сопровождает этого человека, а не на сотруднику музея. Таким образом, рассказ о «Школа для музейщиков по работе с особыми посетителями» вызвала всеобщее одобрение и оживленное обсуждение.

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

В общем, без лишней скромности можем констатировать, что третий день работы симпозиума был днем Украины и Педагогического музея Украины. Наши выставочные и образовательные проекты реализованы на соответствующем уровне и не только совершенно не уступают зарубежным, но и опережают их в разнообразии (временные выставки, посвященные педагогическим персоналиям, и долговременный проект-чествование Василия Сухомлинского, разные образовательные программы) и количества (это особенно актуально, поскольку все музеи истории образования имеют небольшой штат). Наше внимание к педагогическим персоналиям считаем преимуществом и даже не намерены сокращать это направление работы Педагогического музея Украины. Зато в других музеях истории образования персоналии представлены очень фрагментарно, основной акцент они переносят на сам процесс обучения. Вполне убеждены, что наработки нашего музея в освещении педагогического наследия отдельных персоналий могут пригодиться и коллегам из других профильных европейских музеев.

Организаторам симпозиума удалось предложить участникам разнообразную культурную программу, приправленную национальным колоритом. В конце первого дня работы состоялся товарищеский ужин, который начался с традиционных голландских селедок, еще нескольких видов рыбы, сыров, а закончилась своеобразными сладостями, среди которых – лакричные конфеты. Ужин происходил прямо в экспозиционном зале, среди экспонатов.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Выступление мэра Дордрехта

В конце следующего дня для участников симпозиума состоялся торжественный прием в мэрии Дордрехта, которая находится неподалеку от музея. Угощали селедкой и рыбой, жареным во фритюре, а также разнообразными напитками. Мэр произнес краткую речь и запросто общался со всеми желающими, а затем попрощался, взял свою куртку и зонтик с вешалки в холле мэрии и пешком ушел с работы.

Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди) 

Вид на город с церковной башни

В предпоследний день работы симпозиума состоялась экскурсия по исторической части Дордрехта с поднятием 293-мя ступеньками на церковную башню, с которой весь город видно как на ладони. После экскурсии директор музея пригласил всех в кафе (первый напиток для каждого было оплачено).

После официального закрытия симпозиума, которое заключалось в коротком заключительном слове директора музея-организатора и отзывах участников, состоялась экскурсия на лодке на традиционные голландские ветряные мельницы с. Киндердайк в провинции Южная Голландия, однако мы на нее не попали, так как до отлета из Нидерландов оставалось несколько часов. В целом впечатления от культурной программы сплошь положительные все было интересно, легко и совсем не изнурительно.

 
Педагогічний музей України — учасник 17 Міжнародного симпозіуму музеїв історії освіти у м. Дордрехті (Нідерланди)

Прогулка по исторической части Дордрехта

Но все же главное открытие это люди. Приветливые, готовы прийти на помощь, подробно объяснить, даже провести вас до нужного места. Это касается как участников симпозиума, так и обычных жителей Нидерландов – от кассира на железнодорожной станции Дордрехта до велосипедистов в Национальном парке и прохожих на улицах города. Пожалуй, такое радушие и внимание к другому частично можно объяснить отсутствием материальных проблем, ведь заработная плата в Нидерландах одна из самых высоких в Европе.

Вне всякого сомнения, участие Педагогического музея Украины в 17 Международном симпозиуме музеев истории образования это безоговорочный успех, что является следствием систематической упорной работы всего небольшого коллектива музея во всех направлениях музейной деятельности. Украина и Педагогический музей были представлены профессиональной европейском сообществе на достойном уровне. Мы уверились в собственных силах, поняли, что движемся в русле общеевропейских тенденций, обогатились новыми идеями. Поэтому начинаем их реализовывать.

 

Бранко Шустар (Словения), Тайс ван Руітен (Нидерланды), Александр Михно (Украина)

Коллег-музейщиков очень удивил тот факт, что Педагогический музей Украины не имеет статуса национального. Нас об этом несколько раз спрашивали и каждый раз переспрашивали, думая, что мы неправильно понимаем вопрос. Наконец, таки убедившись, что центральный профильный музей истории образования в Украине не является национальным, резюмировали: «It’smistake». Поэтому после удачного дебюта Педагогического музея Украины на 17 Международном симпозиуме музеев истории образования и в результате нашей упорной работы надеемся, что эта «ошибка» будет исправлена и наш музей вскоре получит этот статус.

 

Источник