Пергамент 1773 г.: написан в Мангейме, присланный в Олыку, посвященный памяти «найукоханішої матки»

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Часть музейных пергаментов вернулась с реставрации, которую в течение 2009 – 2014 гг. провели в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре в Киеве. Недавно документы были представлены на выставке «Отреставрированные документы на пергаменте и бумаге из коллекции Волынского краеведческого музея». Проводили музейное мероприятие источниковед к.и. н. Елена Огнева и заведующая Музея истории Луцкого братства Елена Бірюліна. Аудиторию составила студенческая молодежь – музеєзнавці, документознавці и будущие историки из Восточноевропейского национального университета им. Леси Украинки.

По результатам презентации предлагаем серию сообщений по материалам краеведческих исследований над отдельными документами сборника. На этот раз спинимось на одном из представленных актов, который вышел из канцелярии княжеского рода Радзивиллов.

Ученые акцентируют, что историко-культурный контекст восточноевропейского региона – Литвы, Украины и Беларуси – был бы другим, если бы не значимый вклад в его развитие многих поколений семьи Радзивиллов. Изучение разнообразного наследия этого рода, как в Украине, так и на Волыни в частности, все еще актуально.

Акт написан на польском языке на качественном белом пергаменте размером 52х75+7,5 см, создан 15 января 1773 г. в городе Мангейм (Mannheim). Текст оформлен растительным орнаментом. Издателем акта стал Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку», князь на Олыке и Несвежую. Среди подписантов, кроме издателя, значатся имена приглашенных приятелей-печатарів Юзефа Сапеги и Михала Доманского, а также княжеского секретаря Якуба Бернатовича. Пометы отсутствуют; остались отверстия для их привішування.

Визит немецкого Мангейма Радзивилл совершил во время очередной поездки в Европу. Из подобных вояжей, связанных с пребыванием в свояков, посещением святых мест, или в связи с заказами предметов быта и искусства, задолго до названного князя пользовались и другие члены семьи.

Как не странно, но во время длительных путешествий князь Радзивилл не забывал о Олику. В основном тексте акта сообщается, что за краткость материального обеспечения капитула фарного костела в Олыке ее помещик, то есть князь Радзивилл, заботится об улучшении положения духовенства и потому переводит олицком канонії бенефиции (земельные наделы) из других костелов в своих дидычные имениях – с Колок и Ямполя. В наративній части акта указано, что упомянутые бенефиции первоначально предоставлялись колковском и ямпольском костелы «найукоханішою маткой» дарителя – княжной Франтішкою Вишневецкой. Отдельно выделено, что примером для осуществления подобной сделки послужила уже совершена операция с костела в Казимире.

С середины XVIII века. на протяжении двадцати лет часть доходов с Колок (теперь поселок городского типа Киверцивского р-ну) Радзивилы направляли на содержание иезуитского коллегиума в Кременце, а после запрета в 1773 г. в Польше ордена иезуитов средства с этого имения магнатами были отправлены для поддержания «волынских Афин» – Кременецком лицее. Как видим, того же года часть доходов перешла на пользу олицкой колегіати св. Троицы.

Ямполь (теперь село Белогорского р-на Хмельницкой обл.), как и Колки, сначала принадлежал к земельной собственности рода Вишневецких, от которых приданым за княжной Франтішкою оба городка перешли к отцу «Пане Коханку» – князя Михаила Казимира Радзивилла «Рибоньки». Упомянутый в документе Казимирів – сегодня село Кузьмивка Сарненского р-на Ровенской обл. – основан Радзивілами в 1629 г. на оспореній у князей Острожских земли.

Стоит отметить, что все три упомянутые в акте костелы давно разрушены, сохранился лишь коллегиальный костел в Олыке, который теперь требует реставрации и ухода.

Эмоциональная ремарка издателя о матери, которая определенно выбивается из протокольной канвы распорядительного акта, касалась незаурядной женщины – Франтішки Урсулы Вишневецкой, с заміжництві Радзивилл. Известно, что единственными сыновьями матери, которые доросли возраста, были близнецы-братья Януш и Кароль Станислав. Именно эта пара мальчиков венчает печатное в Данциге на шелке генеалогическое дерево Радзивиллов 1742 г., что является жемчужиной радзивиловского наследства в коллекции Волынского краеведческого музея. Януш умер в возрасте 17 лет, младший «Карусь» остался единственным наследником значительных имений отца и матери.

Франтишка Вишневецкая-Радзивилл, вошла в историю как белорусский польскоязычная поэтесса, женщина-драматург, организатор первого театра в Беларуси (Несвиж). ЕЕ бабушка Анна Дольская приходилась тетей польскому королю Станиславу Лещинскому и именно этой энергичной женщине приписывают посредническую роль в сношениях Ивана Мазепы с поляками накануне Полтавской трагедии. Поговаривают, что первые контакты украинского Гетмана с заговорщиками происходили в Дубно, во время крестин новорожденного Франтішки. Мазепу пригласили в качестве крестного отца. Трехсторонние тайные помолвку, уже с участием шведской стороны, окончательно оформились в 1707 г., когда посланный Дольською монах-пиар с Любашова принес Гетману договорные письма.

Остается добавить, что родилась Франтишка Вишневецкая – «найукоханіша матка» издателя нашего документа – в Старом Чорторийську, в имении своих родителей Януша Антония Вишневецкого и Теофилии Лещинской. Этот факт давно заверенный белорусской историографией, однако среди волынян эти данные еще не распространены. На Волыни девочка провела детство и юность. Брак Францішки Урсулы с Каролем Станиславом 1725 г. состоялся скорее всего в радзивілівській Олыке; отсюда молодая жена пишет первые поэтические письма своего мужа, который быстро по свадьбе отправился в свои традиционные странствия.

Молодежная аудитория с интересом восприняла такой стиль презентации музейных пергаментов, в котором документ воспринимается не только как исторический источник, но и как информационный портал, что связывает современников с прошлыми поколениями соотечественников.

Елена Бірюліна,

ведущий научный сотрудник

Волынского краеведческого музея

 

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Пергамент 1773 р.: написаний в Мангеймі, надісланий в Олику,  присвячений пам’яті «найукоханішої матки»

Источник

Добавить комментарий