«ПЕТЛЮРОВСКИЙ НЕДОБИТОК» МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ

«ПЕТЛЮРІВСЬКИЙ НЕДОБИТОК» МАКСИМ РИЛЬСЬКИЙ

По традиции, 19-го марта, в день рождения Максима Рыльского, поклонники его творчества собираются у памятника поэта, возле центрального входа в Голосеевский парк.

Так было и в этот раз. После возложения цветов отправились к расположенной рядом библиотеки им.М.Некрасова. Там состоялась литературно-художественная акция «Верный рыцарь родного языка», посвященная 121-летию со дня рождения Максима Тадеевича.

Одним из самых интересных было выступление внука поэта Максима Рыльского-младшего. Он напомнил присутствующим, что его деда в тридцатые годы, да и позже, во второй половине 40-х, называли петлюровцем за одну строку в его известном стихотворении «Яблоки поспели». Максим Георгиевич даже процитировал дедовы слова, сказанные по этому поводу на собрании киевских писателей 4 августа 1937-го года:

«…У меня в давнем стихотворении есть такая строка: я прощаюсь с девушкой, показываю рукой на пейзаж и говорю: «Эй, поля желтеют и синеет небо!». Сколько людей редактировали мою книгу избранных произведений… И не один редактор отметил это сочетание цветов – желтый и синий. Желто-голубой флаг! Я уверяю всех редакторов мира, что осенью у нас на Украине поля бывают октябре, а небо синее…».

И эти оправдания Рыльском не помогли — уже через полгода, 8 января 1938-го, начальник 4-го отдела УГБ НКВД УССР майор госбезопасности Хатеневер подписал обвинительный приговор, согласно которому поэт подлежал аресту. Основание – участие в фашистско-националистической организации. Под пытками вынуждены были давать показания и оговаривать Рыльского коллеги по литературному цеху и даже некоторые из его друзей.

Судьбу поэта тогда решил телефонный звонок Хрущева Сталину, когда руководитель УССР напомнил вождю народов о известную песню «Из-за гор, и из-за высоких /Сизокрил орел летит…». Где орлом был, разумеется, сам Сталин, а автором слов – Рыльский. И хотя в обвинении упоминалось, что эту песню на предложение заместителя наркома просвещения Андрея Хвыли поэт написал, чтобы «спастись и замылить глаза» — случилось чудо и Рыльского на этот раз не арестовали!

Казалось, после такого подарка судьбы поэт имел притихнуть и сидеть тихо, как мышь в сундуке, но куда там! Уже в 1940-м году, в третьем номере журнала «Молодой большевик» публикуется стихотворение Рыльского, посвященный 100-летию выхода первого издания «Кобзаря».

Максим Рыльский-младший начинает страстно его декламировать:
Сто лет… нет! С тех пор, как люд живет,
И рожь желтые, и синие васильки,
Когда небо голубое плывет
На нашей независимой Украине…

Я оторопел. Не может этого быть! Забираю в Максима Георгиевича листа, из которого он только что читал стихотворения, и тщательно проверяю… Так и есть. Ну, конечно же, в оригинале «…На нашей, на зеленой Украине…». Но перед этим черным по-белому «…И рожь желтые, и синие васильки, /Как небо голубое плывет…». Вот она, подсказка! Вот тут те барвы Украины, за упоминание о которых Рыльского еще недавно называли петлюровцем! После такой желто-сине-голубой прелюдии из уст почти автоматически срывается единственно-возможное (хотя вроде и нелогично, ведь Украина почти никогда не была свободной) продолжение: «на нашей независимой Украине». Да и маскировочная словосочетание «на зеленой» не является случайной, ведь в данном контексте единственной алітераційною парой к ней является лишь слово «независимой». Более прозрачного намека и не придумаешь…

Браво, Максим Фадеевичу!

Браво, Максим Георгиевич!

А дальше в уютном читальном зале библиотеки звучали стихи Рыльского. Нет, не те, которые учили когда-то в советских школах. Совсем другие. Которые пережили и своего автора, и ту империю, в которой он вынужден был жить и творить. Которые и сегодня актуальны, как никогда. Это, и только в позапрошлом году впервые опубликован неизвестный стих 1919-го года «Идет визвольниця братьев…» — о российско-большевистскую оккупацию Украины. Это и удивительно пророческое видение «Так. Мы пролог…» с последней «неоклассической» сборника 1929-го года «Гомон и отзвук».

Как справедливо заметил один из выступающих, именно эти стихи являются определяющими для Рыльского, а не те, что пожилые люди по школьной привычке продолжают цитировать (при всем уважении к роз и винограда).

Так, удачной оказалась акция. И не только благодаря неожиданному открытию Максима Рыльского-младшего. Ведь в тот вечер свои стихи читала и молодая поэтесса Яна Басаргина, и опытнее Элеонора Зима и Валентина Вересоцька… Исполнял собственные песни бард Денис Голубицкий. Искренние аплодисменты сорвала совсем юная Мария Віксніна, которая весьма ловко играла на экзотическом чудо-торбане, змайстрованому ее золоторуким отцом. На таком же инструменте, как известно, играли и наши знаменитые гетманы Мазепа и Дорошенко!

Как представляется, понравилась бы эта акция и самому Максиму Фадеевичу, если бы тот был среди нас присутствует.

А может, он таки и был?..

 

,
ведущий научный сотрудник
Киевского литературно-мемориального музея Н.Рыльского

Источник

Добавить комментарий