ПИСЬМО НЕРАВНОДУШНЫХ

Вы неоднократно акцентировали внимание на том, что Вы — Президент мира, а не Президент войны. Именно поэтому мы, граждане Украины, призываем Вас обратить внимание на причины, а не только на последствия этой несправедливой войны. Хотим верить, что Вы не проигнорируете это обращение.

У Вас на повестке дня находится много реформ, которые должны укрепить нашу страну. Однако среди приоритетных отсутствует та, которая призвана стать основой безопасного общества – реформа в социокультурной сфере страны. Для того, чтобы сохранить государство в условиях гибридной войны, беспрецедентного идеологического и мировоззренческого давления, мы должны помнить, что, в первую очередь, нужно бороться за своих граждан, а не только за территории.

Пренебрежение социокультурными потребностями людей является прямой угрозой для нашей страны. Сепаратизм, аннексия и война является следствием отсутствия эффективной гуманитарной политики на протяжении последних 24 лет, которая бы делала ставку на граждан. Ведь социокультурная сфера без преувеличения является сферой национальной безопасности. Это давно поняли передовые страны мира, которые за последние четверть века предусмотрительно перешли от концепции national security к human security, осознавая, что в глобальном мире в войнах побеждают не за счет танков и самолетов, а благодаря людям, которые верят в свою страну. Дальновидные государства побеждают в войнах, которые даже не начинаются.

И наоборот – граждане, которые не имеют понятного и приемлемого образа будущего государства и не видят своего места в ней, не противятся оккупации и становятся легкой добычей вражеской пропаганды.

Гуманитарные проблемы проецируются и на экономику государства. Очевидно, что страна, которая по уровню развития производит впечатление страны «третьего мира», не имеет преимуществ на мировом рынке капитала. Хроническое недооценка украинскими руководителями значение культурного продукта, не только препятствуют инвестициям в нашу страну, но и делают невозможным создание собственного мощного рынка креативных индустрий. Например, в США в течение последних лет арт-рынок занимает по объемам четвертое место после рынков финансов, IT-технологий и машиностроения. В то же время по данным программы ЕС «Культура и Креативность» сегодня в мире 7% ВВП составляют культурные и креативные индустрии, которые имеют 10% прогнозируемого ежегодного прироста. Только в странах ЕС это 8,3 миллионов рабочих мест и 558 миллиардов евро совокупного дохода на год. Эта сфера сегодня дает в 2,5 раза больше рабочих мест, чем автопром.

Поскольку для украинской власти не существует понятия «культурный капитал», а социокультурная сфера рассматривается исключительно как дотационная, то соответственно и не существует понимания ни ее социального, ни сопутствующего экономического эффекта. Ни одно ведомство в Украине не имеет данных об объеме креативных и культурных индустрий, и о их потенциал. Но актуализация значения гуманитарной сферы и, тем более, ее модернизация сегодня не актуальны в украинских чиновников, которые сами по себе являются атавизмом прошлого. Но,тем самым, когда в стране появились новые гуманитарные вызовы и, в дополнение к военному,разворачивается другой – внутренний фронт, подобную бездеятельность нужно толковать не только как преступную халатность, но и как культурный геноцид нации.

Для преодоления указанных негативных последствий необходимо немедленно начинать гуманитарную реформу, сделать ставку на развитие граждан, создавать и восстанавливать социокультурную инфраструктуру страны – модернизировать музеи, библиотеки, школы искусств, детские и юношеские спортивные школы, социокультурные просветительские центры (современная альтернатива сельских клубов), реставрировать замки, создавать внутренние туристические маршруты и тому подобное.

Реформирования социокультурной сферы в рамках переформатирования действующих механизмов государства сейчас невозможно, поскольку нет возможности полностью перезагрузить соответствующие ведомства. Зато выходом может стать создание параллельной государственной институции с альтернативными правилами управления, которая обеспечит реализацию общественных и государственных инициатив в наиболее чувствительном для общественного мнения сегменте. Сегодня необходимо системно поддерживать мероприятия, направленные на поддержку низовых инициатив общин, чтобы люди могли на своем уровне решить наиболее актуальные социокультурные проблемы. Ведь время требует осуществления конкретных шагов, результат которых будет очевиден и ощутим в краткосрочной перспективе.

Именно поэтому мы поддерживаем предложенную Концепцию социокультурного развития Украины, основным инструментом осуществления которой должен стать Государственный фонд гуманитарного развития Украины.

Идея государственного Фонда, который создается для поддержки социокультурных инициатив граждан и государства на грантовых основах является распространенной европейской практикой. Законопроект о создании этого Фонда разрабатывался в течение последних трех лет с учетом передового европейского опыта (в частности, британского и эстонского) и на данный момент уже прошел многочисленные экспертные обсуждения и общественные слушания (2 сентября 2015 года в НКММК «Мистецький Арсенал»).

Пока это единственная инициатива, которая исходит из комплексного видения способов решения проблем и учитывает четкие экономические (наполнение фонда), административные (управления его деятельностью), законодательные (имплементация в действующее правовое поле) и публичные (общественный контроль, социальный фильтр, международный аудит и ориентированность на проблемы регионов и этнонациональных меньшинств) аспекты реализации реформы в гуманитарной сфере.

Основным источником наполнения Фонда должна стать платеж социальной лояльности – специальные отчисления от лотереи (а в дальнейшем и от всего азартного бизнеса), алкогольного и табачного бизнеса. Средства будут направляться общественными экспертными группами на проекты в сфере культуры, образования, науки, спорта, здравоохранения, социальной защиты граждан, а также для поддержки развития физического воспитания и спорта, туризма и тому подобное. В результате благодаря деятельности Фонда будут: реставрироваться памятники культуры и истории, создаваться и совершенствоваться туристические маршруты, строиться детско-юношеские спортивные школы, модернизироваться театры, музыкальные школы, музеи, реализовываться программы психологической адаптации и социализации участников боевых действий и переселенцев, поддерживаться культурные проекты за рубежом, которые будут улучшать международный имидж Украины (фестивали, выставки, спектакли, пленэры и т. п), а также сниматься фильмы и выдаваться книги.

Отдельно следует подчеркнуть, что создание такого Фонда сегодня является едва ли не единственной возможностью для реализации значимых для общества проектов, которые будут иметь не только социокультурных, экономический и репутационный, но и безопасный эффект.

Задачи, на которые предполагается привлечение средств платежа социальной лояльности, столь критически важны для общества, что любые разговоры о неоднозначности источников наполнения являются не только безосновательными, но и представляют собой недопустимую манипуляцию, которая стоит на пути решения самых насущных гуманитарных проблем 45-миллионной страны. Этот тезис подтверждается и передовым мировым опытом (например, Великобритании, Эстонии, США), которые давно поняли значение компенсаторных механизмов, защищающих от воздействий бизнеса, потребления продукции (услуг) которого может вызвать зависимость и угрожать здоровью граждан.

Понимая, что в проекте нового налогового кодекса уже предусмотрены доходы от азартного бизнеса, который с 2009 года был запрещен по мотивам защиты нравственности и здоровья населения, нужно предусмотреть соответствующие социальные компенсаторы, предложенные проектом закона «О государственный фонд гуманитарного развития Украины». В противном случае украинское общество, которое и без того сегодня поражено тяжелыми психосоціальними потрясениями, рискует получить в придачу к ужасной статистики и лидерства среди европейских государств по уровню тяжелых социальных болезней (детского алкоголизма, табачной зависимости, наркомании, туберкулеза и СПИДА)еще и неконтролируемую проблему игромании.

Мы имеем шанс не допустить прохождения нашей страной точки невозврата.

Только в диалоге с гражданским обществом возможно рождение сильной толерантной безопасной страны.

 

Подписались:












































































Источник

Добавить комментарий