ПОДГОРЦЫ

ПІДГІРЦІ

ПІДГІРЦІ

21 марта 2017 года Львовская национальная галерея искусств имени Б.Г. Возницкого презентует выставочный проект «Сокровища Подгорецкого замка», что представит миру часть художественной коллекции (около 200 произведений), которая когда-то украшала интерьеры одного из самых величественных дворцовых комплексов Украины. Предлагаем для ознакомления публикацию о уникальность коллекции в изложении мистецтвознавчині, главной зберігачки Музея «Олеский замок» (отдела Галереи) Татьяны Сабодаш, что вместе с Борисом Возницким много времени исследовала этот вопрос и продолжает его популяризировать и по сей день.

Подгорецкий замок – уникальный памятник архитектуры И пол. XVII ст. на территории Западной Украины во Львовской области. Замок, построенный по желанию Станислава Конецпольского (1591 – 1646), известного гетмана коронного, участника сражений с турками под Каменец — Подольским в 1634 г., с татарами под Мартиновом в 1624г., под Охматовым в 1644.

Как указывает польский польский исследователь Збигнев Баня (Zbigniew Bania, Pałac w Podhorcach, Rocznik История Sztuki t.XIII, 1981), дворец в Подгорцах был построен в 1636(7) – 1640 гг. архитекторами Andrea dell Aqua Constante Tencalla. Станислав Конецпольский успел не только побудуівати дворец, но и в 1640г. заложить дворцовый парк, архитектор которого неизвестен.

ПІДГІРЦІ

Уже в период Станислава Конецпольского о замке говорили: “ О чем Русь только до сих пор слышала, теперь будет иметь в Подгорцах…..” После смерти Станислава Конецпольского в 1646р. В Бродах, замок переходит в руки единственного сына Александра, который продолжает дело отца: занимается дворцовыми интерьерами, парковыми террасами, беседками, строит гроты. Александр умирает в Подгорцах в 1659г., а в 1662р. из Европы прибывает его сын Станислав, который, продолжая семейную традицию, занимается строительством дворца. В 1682р. он, не имея детей, передает Подгорецкий дворец в собственность Якуба Собеского ( 1667 – 1737), старшего сына польского короля Яна III Собеского. Якуб редко бывал в Подгорцах, хотя в 1687р. даже принимал здесь своих знаменитых родителей – Яна III и Марысеньку Собеских. После смерти Яна III (1696), при разделе родового имущества, Подгорцы перешли в собственность до Константина Собеского (1680 – 1726), брата Якуба. Константин вскоре ( в 1725р.) продает его Станиславу Матеушу Жевускому ( 1662 – 1728), известному гетману коронному, кавалеру орену Белого Орла.

ПІДГІРЦІ

С периодом Жевуских начинается возрождения Подгорецкого дворца. При разделе родового имущества старший сын Станислава Матеуша Северин получает в собственность Олеский замок, а младший Вацлав — дворец в Подгорцах. Под опекой Вацлава Жевуского (1706 – 1779), гетмана велького коронного, замок находился до 1767р., то есть, к момменту ареста Вацлава и его ссылку в Калугу как участника Барской конфедерации

В ссылке Вацлав находился в 1767 – 1773 гг. После ссылки Вацлав Жевуский в Подгорцы не вернулся , он остановился в Седлісках (Siedliskach) недалеко от Хелма (Chelm), Республика Польша, где и умер в 1779г.

Георгий Лукомский так писал о деятельности В.Жевуского в Подгорцах: “Живя здесь в 1767г., он сделал из замка в Подгорцах средоточие богатейших книжных собраний, картинных и археологических. Он устроил здесь целый музей оружия, собирая все памятники старины, связанные с жизнью Собеского и разбросанные по всей Польше .

Со временем Подгорецкий замок переходит к Леона Жевуского (1808-1869), сына Вацлава-эмира, внука Северина и правнука знаменитого Вацлава Жевуского. Леон ремонтирует крыши, восстанавливает некоторые залы, парафиальный костел заменяет на семейный мавзолей. В 1865 г. Леон продает замок князю Владиславу Сангушко, который в 1867р. передает дворец сыну Евстахию. К этому времени во дворце еще оставалась большая библиотека (около 2000 томов), а также художественные ценности.

В сентябре 1939. хозяин Подгорец Роман Сангушко перевез ценнейшие экспонаты из Подгорец в Гумніск (Республика Польша), а оттуда – в Румынию и, через всю Европу, в Бразилию, в Сан-Паулу. Теперь все вывезенные художественные произведения относятся к фундации Сангушко, среди них оригинальный живопись Я. Йорданса (1593-1678) “Милосердный самарянин”, портрет Якуба Собеского (1699), старшего сына польского короля Яна III, работы французского художника д’Труа ( Jean Francois de Troy), одно из лучших религиозных изображений Богоматери с маленьким Христом Симона Чеховича(1689-1775), известного польского художника, который жил и творил при дворе Вацлава Жевуского.

Часть экспонатов находится теперь в музее Тарнова (Республика Польша), и сюда они попали с Гумніск, куда их привез Роман Сангушко.

После Второй Мировой войны (1939 – 1945) в Подгорецком замке был открыт туберкулезный санаторий. С 1997г. замок как отдел относятся к Львовской галереи искусств. Стараниями неутомимого директора Бы.Г. Возницкого уже тогда начали проводить работы по восстановлению дворца. Большое значение для воспроизведения подгорецкой коллекции имеют старые фотографии Е.Тшемеського (E,Trzemeski) 1859, 1880рр., Т.Яворского 1906г., Заборовского 1909гг., Чоловского 1912, 1920 гг., состояние залов в 1933, 1939 гг., также зарисовки интерьеров художниками Я.Матейко, А.Григлевським.

Но больше всего информации об экспонатах дают инвентаре Подгорецкого замка: 1768, 1812, 1858/59, 1887, 1939 гг. В них подробно указано где, в каком зале, находился тот или иной произведение. Поэтому у ученых есть уникальная возможность реально воспроизвести екпозицію каждого зала, который имел свое название и назначение, например, Зал кармазиновая, Зеркальная, Золотая, Желтая, Зеленая, Столовая, Китайский кабинет, Мозаїковий кабинет, Замковая часовня.

Подгорецкий замок – это был музей, наполненный произведениями как европейских, так и местных мастеров: живопись, мебель, зеркала, оружие, фарфор, ковры, скульптура, книги и гравюры переполняли просторные залы.

Среди известных европейских художников можно назвать голландского художника Яна Бокехорста (Boeckhorst, 1604-1668) и его произведение “Меркурий влюбляется в Геру” и Якоба Йорданса (1593-1678) и его живопись “Милосердный самарянин”. Исторические полотна написал голландский художник Ян де Баан (1633-1702), используя местный материал, например, “Станислав Конецпольский в битве под Смоленском в 1611г.” (1663) и “Послы шведские перед Владиславом IV” (1663).

Продолжил историческую тему и итальянский художник Томас Далабелла (1570-1650). Ему приписывают живопись “Станислав Жолкевский представляет Зигмунту III и королевичу Владиславу пленных царей Шуйских”. Произведение отражает реальное событие, когда гетман Станислав Жолкевский представляет пленного русского царя Василия Шуйского и двух его братьев польскому королю Зигмунту III Вазе и сенаторам.

Сейчас эти полотна принадлежат Львовскому историческому музею.

Кроме исторической живописи подгорецкая сборка была богата на произведения с библейскими сюжетами, например, “Сісара и Яіль”, “Медный змей”, “Омовення ног” Явление Христа апостолам”, “Святое семейство”, “Христос и самаритянка” и целый ряд других. Данный живопись был развешано не только в анфіладах залов, но и в замковой часовне.

Мифологические сюжеты также были в живописной коллекции замка, среди них выделяются “Триумф Венеры”, “Смерть Адониса”, Зевс и Ио”, “Геркулес и Омфала”, “Диана и Ендиміон” и другие.

Пейзажи, архитектурные фантазийные пейзажи украшали дворцовые залы. Можно назвать один из них (ж-5919), датируемый XVII века. Как указывают документы, живопись был подарен Яну III Собескому Михаилом Гоцьким (1630-1703), королевским дипломатом и криптографом . Особенно хочется назвать два парные фантазийные архитектурные пейзажи, которые упоминаются во всех инвентарях 1768-1939 гг. На одном из них (ж-4406) композиция представляет фрагмент архитектурной постройки с открытыми террасами и балконами, канельованими колоннами, завершаются коринфскими ордерами, арками с замковым камнем по центру и массивными карнізами. Перила лестниц увенчанные декоративными кувшинами-вазами .

Живопись с фантазийным архитектурным пейзажем был достаточно популярным в западноевропейском живописи XVI-XVII вв. Можно назвать целый ряд художников, которые писали подобные произведения, это например, Dirck van Delen (1605-1671), Hendrik van Steenwyck (1580-1649), Bartolomeo van Bassen (1590-1652) и другие. Но наиболее близким к подгорецких работ является живопись немецкого художника Gabriela Engelsa (1592-1654) “Архитектурная перспектива” (холст, масло, 71х84,5, Дания, Копенгаген, Национальная галерея) и художника Niffo H. (?-1650) “Архитектурное каприччио” (холст, масло, 75х125,5, Австрия, Вена, Национальная галерея).

В инвентаре 1939 г. анализируемый живопись известный под названием “Терраса Сикстинской капеллы в Риме”, что не является достоверным. Подгорецкий произведение – это фантазийный архитектурный пейзаж, который прославляет богатство ренессансных архитектурных форм, это, скорее всего, даже не просто архитектурный пейзаж, а действительно архитектурное каприччио. Парные подгорецкие архитектурные пейзажи выполнены в зеркальном отражении (pendant) и, без сомнения, одним художником. В 1768-1939 гг. произведения висели в Желтой зале, в 1939г. их перевесили к Кармазинової зала.

В Кармазиновій зале можно было видеть натюрморты, написанные, как считают, голландскими художниками XVII века. Яном Веніксом (1642-1719) и Мельхиором Хондекутером (1636-1695) – “Охотничьи трофеи”, “ Птичий двор”, “Петух и куры”.

Известно, что живопись с изображением охотничьих трофеев развивался в Голландии во II пол. XVII ст. Желание показать свои охотничьи подвиги и свое “живое” хозяйство было продиктовано аристократической жизнью знати, была полна развлечений и искусства. Главными создателями таких натюрмортов и были Ян Веникс и Мельхиор Хондекутер, которых часто приглашали для декорирования дворцов и замков.

Мельхиор Хондекутер – знаменитый живописец птиц. С необычайным мастерством, эффектно он их группирует, тщательно выписывает кур, петухов, лебедей, павлинов и т. д. Натюморт “Птичий двор” с подгорецкой сборника упоминается в инвентарных описях 1768, 1813, 1887, 1939рр. В 1768-1939рр. он находился в Желтой зале, в 1939 г. его перевесили к Кармазинової зала. Ю.Менкіцький в инвентаре 1939 г. приписывает натюрморт М.Хондекутеру, что является абсолютно оправданным, так как данный живопись поражает профессиональным мастерством и стилистическими признаками прославленного голландца. По композиционным решением и колоритом “Птичий двор” является близким к живописи “Домашние птицы” (холст, масло, 112х125) М. Хондекутера, что находится в Эрмитаже ( Россия, Санкт-Петербург).

ПІДГІРЦІ

Натюрморт “Охотничьи трофеи” Ю. Менкіцький также приписал в своих инвентарях 1939г. голландскому художнику Яну Веніксу. Произведение упоминается в подгорецких инвентарях 1768, 1813, 1887, 1939рр. Он является парным к “Птичьего двора”, поэтому также висел в Желтой зале и был перемещен в Карамзинову в 1939г.

На фоне деревьев и голубого неба представлены охотничьи трофеи – различные птицы ( утки, снегири, куропатки), но композиционный акцент направлен на зайца и глухара, подвешенные за лапы к ветке дерева. Мотив зайцячи птицы , подвешенных вниз головой, был одним из любимых у художника, которого привлекало изображение беспомощно вытянутого тела, мягкий мех животных, крылья птиц на фоне пейзажа или богатого парка с колоннами и скульптурой.

В підгорецькій коллекции особого внимания заслуживает творчество Симона Чеховича (1689-1775), известного польского художника периода барокко. Воспитанник Римской Академии св. Луки, С. Чехович всю жизнь был верен принципам болонской художественной школы, яркими представителями которой были братья Людовико, Агостино и Анібале Караччі. Творчество ведущих итальянских живописцев С. Рафаэля, К. Маратті, Пьетро да Кортона, Г. Рени, Гверчіно и фламандских художников П. Рубенса и А. ван Дейка повлияла на формирование художественного мировоззрения С. Чеховича. Изучая творчество итальянских живописцев XV-XVII вв., художник активно пользовался методом “сознательного эклектизма”, считался нормальным явлением не только в итальянском искусстве, но и в европейском.

В Польше творчество Симона Чеховича имела большую популярность, поскольку он был не только мастером монументальных алтарных композиций, но и портретной живописи. Он работал в Варшаве, Кракове, Люблине, Кельцах, Познани, Вильнюсе, Полоцке, Подгорцах, Олесько и других местах. Среди образов святых в религиозной живописи чаще всего встречаются изображения Богоматери, Христа, св. Марии Магдалины, св. Антония Падуанского, св. Аполонії и других.

Особое место в творческой жизни Симона Чеховича занимало пребывания в Подгорецком замке ( 1762 – 1767 ) на службе у гетмана Вацлава Жевуского. Вацлав Жевуский – волынский воевода, человек чрезвычайно образованный и эрудированный – превратил Подгорцы в центр науки, культуры и искусства, собрал в Подгорцах уникальную библиотеку, создал придворный театр, для которого сам писал пьесы; во дворце звучала хоровая капелла, функционировала химическая лаборатория. Но особого внимания заслуживает живописная коллекция , которая значительно пополнилась при нем. Известно, что в Подгорцах уже существовала сборник XVII в., оружия XVII ст., турецких шелковых палаток, что были трофеями Яна III Собеского в результате победы под Веной в 1683р.

Для декорирования интерьеров дворца Вацлав приглашал известных живописцев, таких как Симон Чехович, Гиацинт Олексінський, Смуглевич; также работали монахи-живописцы Ісихій Головацкий, Савва Калинович, Дионисий Головчинський. Эти художники принимали участие в росписях нового костела. Таким образом в числе приглашенных оказался и Симон Чехович, который на то время имел 70 лет, но успел создать большое количество полотен религиозной и портретной живописи, всего, как подчеркивал украинский ученый П. Жолтовский, 107 работ (П.Жолтовский, 1983, с.175).

Как свидетельствуют инвентарные описи дворца 1768р., произведения С. Чеховича были представлены в лучших торжественных залах, таких как “Золотая”, “Зеленая”, “Зеркальный”, часовня. “Зеленый зал” вообще была полностью декорирована произведениями Симона Чеховича. Это был первый музей произведений художника.

Георгий Лукомский, известный российский путешественник, находясь в Подгорцах в 1914г., отмечал: “…..из часовни вход в зеленый зал, где размещена галерея Симона Чеховича (97 картин) .”

Исходя из инвентарных описей 1939г., можно назвать некоторые из произведений С. Чеховича, что находились в “зеленом зале” дворца: “ Явление Христа апостолам”, “Св. Аполлония”, “Моление о чаше”, “Введение Марии в храм”, “Анна с маленькой Марией”, “ Медный змей”, “ Спящий Христос среди ангелов”, “Истребление младенцев” и целый ряд других живописных полотен.

Среди религиозного искусства выделяется работа “Явление Христа апостолам” (1758р., холст, масло, 134,5х188), в которой чувствуется влияние работы Рафаэля “Призвание апостола Петра”. В композиционном плане художник разделил произведение на две симметричные части, центром живописи является фигура Христа на фоне пейзажа. Апостолы стоят по обе стороны от Христа. Таким образом, в основу композиции положен принцип симметрии. Величие и спокойствие характеризуют образ Иисуса. Колористическая гамма очень насыщенная: чередование ярких красных тонов с гірчичними, голубыми, зелеными усиливают живописный эффект.

Особенно интересным является полотно “Маленький Христос, что спит среди ангелов” (холст, масло, 88х117,5) . С. Чехович написал три работы под этим названием, две из которых абсолютно идентичны есть в фондах Олеского замка, третья – больших размеров – находится во Львовском историческом музее.

Центр композиции произведения выделенный фигурой маленького Христа, который спит в окружении ангелов. Два путти, которые находятся по обе стороны от Христа, расположенные симметрично друг к другу, а голубое и малиновое драпировки в их руках выполняет функцию контрастных условных рамок, в которых находится младенец. Произведение привлекает внимание композиционной ритмикой, лиризмом, пастельным живописью.

Полотно «Ангел и Товий» написанное на библейский сюжет. Художник изобразил Товия, который, по совету ангела, поймал рыбу, желчью которой должен вылечить слепого отца. Доминирующая роль ангела подчеркнута не только тем, что он выше Товия. Белый хитон ангела в сочетании с ярко-желтым драпировкой тоже выделяют его. Золотистые волосы аристократичного юношу-ангела вносит дополнительный живописный акцент в лирический образ. Широкий размах могучих крыльев как бы символизирует внутреннюю силу, которой он обладает. Образ ангела поражает лирически-романтическим настроением, необычайной элегантностью и высоким духовным звучанием.

Одно из главных мест в религиозной живописи С. Чеховича занимает цикл “Страстей Христовых”, который разворачивает перед зрителем историю последних дней жизни Христа. Весь цикл написан художником на меди, имеет одинаковые размеры; считается, что цикл был создан в 1747р., поскольку на одной из стаций (“Зложення до гроба”, стация XIV , Краков, Музей Народовый) есть эта дата.

Цикл был размещен, как свидетельствуют инвентарные описи Подгорецкого дворца 1939г., в замковой часовне. Главным персонажем является Христос, но Симон Чехович представил его не как богочеловека, а просто человека. “Божественное начало” проявляется здесь не в чудесах воскрешения, а в необычайной самоотверженности и духовной устойчивости. Это вполне земные, человеческие чувства, но показаны в самом сильном и чистом звучании.

Цикл “Страстей Христовых” привлекает внимание не только живописным профессионализмом, но и психологическим настроем, определенной “современностью” чувств, переживаниями с главным действующим лицом – Христом. При визуальном знакомстве с циклом возникает ощущение абсолютной завершенности, кажется, будто весь цикл был исполнен на “одном дыхании”, настолько работы единственные в живописном решении, и в то же время каждая из сцен может существовать самостоятельно, вне общим составом. “Легкость” живописной манеры в цикле – это титанический труд художника, это многочисленные штудии того или иного образа или композиционной сцены.

Не случайно, анализируя работы цикла, мы вспоминаем имена Рафаэля, Рубенса, Г. Рени и других художников, повлиявших на становление творческого метода С.Чеховича.
1. “Христос перед Пилатом” — стация И
2. “Христос, который утешает женщин” — стация VIII
3. “ С Христа срывают одежду” – стация Х
4. “Снятие с креста” – стация XIII.

Из всей серии стаций не хватает трех, две из которых утрачены ( “Христос пригвожден к кресту”, стация ХИ и “Распятие”, стация XII), а “Зложення до гроба”, стация XIV находится в Кракове в Музее Народовом, в отделе Сукенніц.

Большое место в деятельности художника занимает портрет, в галерею которого составляют люди известные в обществе Речи Посполитой XVIII века. Портреты были разного формата – от монументальных ростовых в поясных; портретовані лица всегда сдержанны, без эффектных жестов. С. Чехович акцентирует внимание на лице портретируемого. В портретной галерее художника можно встретить знаменитых воевод, гетманов, сановне духовенство. Среди них выделяются изображения А.Чапського, Г. Брюля, В. Жевуского, Т. Потоцкого, Есть. Оссолинского, Я.Липского и много других.

Как вспоминает известный русский путешественник Георгий Лукомский, в Подгорецком дворце было значительное количество портретов: “ Обращает на себя внимание и передняя рыцарской залы, где когда-то находилась стража, Стены этой комнаты почти сплошь покрыты портретами и картинами религиозного содержания. Особенно интересны портрет Адама Сенявского ( последнего в роду), Ходкевича, С. Конецпольского, основателя замка, А.Чарторийского, кн,Сапеги, Бы. Хмельницкого, Шептицкого, епископа львовского и основателя собора св. Юра во Львове “ .

О уникальную коллекцию подгорецких портретов вспоминал еще один путешественник Юрий Беляев: “ Портреты! Их здесь такое множество, что кажется, будто вся сбежавшаяся польская аристократия Галиции собралась здесь и застигнута нами врасплох”

Находясь в Подгорцах, С. Чехович имел возможность познакомиться с этой уникальной портретной галереей. Поэтому те портреты, которые он написал, были достойным продолжением уже существующей живописной коллекции.

После ареста хозяина Подгорецкого замка Вацлава Жевуского (1767) как участника Барской конфедерации, Симон Чехович оставляет Подгорцы и едет в Варшаву.

Среди известных портретов С. Чеховича в підгорецькій сборнике можно выделить изображение хозяина замка Вацлава Жевуского, Генриха Брюля, Яна Ансгарія Чапського Теодора Потоцкого.

Вацлава Жевуского ( ж-4639) художник представляет в латах, поверх которых накинута малиновая драперія со звездой ордена Белого Орла (1735) и драгоценной застежкой, из-под которой выглядывает голубая стрічкатого же ордена. В правой руке булава гетмана. В. Жевуский изображен в зрелом возрасте (56 лет), с характерной прической (підголене лоб). Портрет создан в 1762г. и полностью соответствует парадно-репрезентативном стиля.

К парадно-официальных изображений принадлежит и портрет Генриха Брюля (1700 – 1763), всесильного канцлера Саксонского королевства, с 1746р. – первого министра сакского Августа ІІІ, кавалера орденов Белого Орла (1732) и св. Андрея Первозванного (1736); коллекционера, который особенно увлекался французским художником XVIII века. Антуаном Ватто.

Г. Брюлль представлен в латах, поверх которых малиновая драперія со звездой ордена Белого Орла, на груди – орден Андрея Первозванного. Молодое лицо обрамленное модной париком “ a la lion”, что спадает на плечи.

Как свидетельствует инвентарь 1939 г., портрет висел в комнате перед столовой.

В официально-парадном ключе написаны портреты духовных лиц, например, Андрея Залуського (1695-1758), епископа луцкого, краковского; Яна Липского (1690-1746), кардинала; Теодора Потоцкого ( 1664-1738), архиепископа гнезнєнського.

Еще одним известным художником, который работал в Подгорцах, был Гиацинт Олексінський. Он вместе с другими мастерами декорировал Подгорецкий замок ( в окрестностях Львова был известный в 1745-1758рр. Гиацинт Олексінський происходил из села Гумниска Буского р-на Львовской области.

Г. Олексінський писал не только портреты, но и религиозная живопись. Среди портретов можно назвать изображение Северина Жевуского, волынского воеводы, хозяина Олесского замка (1745р. Польша, Тарнов), портрет Вацлава Жевуского, владельца Подгорец ( после 1752р., Олесский замок), Вацлава Иеронима Сераковского, львовского архиепископа (Олеський замок, Львовский исторический музей) и другие.

В религиозной живописи славу художнику принесли 4 стации, что датированы 1746р.:
1. «Христос в саду», холст, масло, 250х177;
2. «Бичевание Христа», холст, масло, 245х188;
3. «Коронование терновым венцом», холст, масло, 250х145;
4. «Положение во гроб», холст, масло, 244х140.

Две из станций имеют авторскую подпись, это: “Бичевание Христа”, на обратной стороне холста надпись J.Olesinskipinxit/(d) ie 27 julij?Anno 1746. ; “Положение во гроб”, на обратной стороне полотна также есть авторская подпись HiacynthusOlesinskiPinxit/ Anno W:1746/(d) ie 30 iulij/.

Как указывают подгорецкие инвентаре, все стации всегда находились в замковой часовне. Живопись поражает монументальностью, багатофігурністю композиций, виписаністю персонажей с главным акцентом на образе Христа.

Коллекция Подгорецкого замка была богатая и на декоративно-прикладное искусство. Особенно это относится к коллекции фарфора, которая была представлена разными знаменитыми европейскими мануфактурами, такими как английский «Веджвуд», австрийский «Вена», французский «Севр», немецкий «Мейсен» и «Дрезден». Значительное место было отведено и предметам из Корца, Барановки, Городнице.

Среди предметов мейсенской мануфактуры можно было видеть столовые сервизы из супницями (1745р.), подсвечники, сервизы десертные, миниатюрную скульптуру.

До известной севрской мануфактуры принадлежит бюст Марии Лещинской (1707-1768), королевы Франции и жены Людовика XV. Мария Лещинская изображена в диадеме, на плечах плащ с бурбонскими лилиями, на груди медальон с изображением Людовика XV. Считается, что бюст выполнен французским скульптором Г. Кусту (1677-1746). На сегодня находится в Тарнуве (Польша).

Корец и Барановка представлены столовой посудой И хіхв. Хочется отметить вазу с монограммой Евстахия и Клементины Сангушко Корецкой мануфактуры (1815 г.). В шкафах для посуды было выставлено стекло – хрустальные бокалы, графины, рюмки, изготовленные в Любачеве, Налібоках, Уричи. Например, сохранился бокал XVIII ст., на поверхности которого есть двусторонний герб: “pogon” (Сангушко) и “Sreniana” (Любомирских). Бокал изготовлен в Урыче.

Кроме фарфора в підгорецькій коллекции были многочисленные ткани: ковры, гобелены, слуцкие пояса, шелковые турецкие палатки из-под Вены. В каждом зале расставлены дорогие мебель: гданьские шкафы, столы, креденсы, курдибанові кресла XVII ст., разнообразные секретеры из ценных пород дерева. Настенные зеркала в золоченых рамах украшали просторные залы.
___

1. Георгий Лукомский. Подгорцы // журнал «Столица и усадьба». — Санкт-Петербург. — 1914. — №22. — с.15.
2. Барская конфедерация (1768-1772) – военно-политическое объединение польской шляхты, направленный против короля Станислава Августа Понятовского (1732-1798) и вмешательство Российской империи во внутренняя дела Речи Посполитой. Организация создана 29 февраля 1768р. в г. Бар в Подолии ( ныне Винницкая область). Непосредственным поводом к выступлению конфедератов стало подписание 17 февраля 1768р. Станиславом Понятовским, под давлением российского правительства, трактата об уравнивании в политических правах католиков с некатоликами. Борьба конфедератов против царских войск длилась с 1768 до 1772г. Лидеры конфедерации были арестованы российским послом Рєпніним и вывезены в Калугу.
3. Георгий Лукомский. Указанное сочинение. — с.15.
4) Георгий Лукомский. Указанное сочинение. — с.16.
5) Там же.
6) Ю. Беляев. Старый замок. // журнал «Столица и усадьба». — Санкт-Петербург. — 1915. — № 42. — с. 11.



Источник

Добавить комментарий