ПОЛТАВА ПОКЛОНИЛАСЬ ЯРОШЕНКО

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

Выставка «Николай Ярошенко. Живопись, Графика. Скульптура» посвящена значительному событию в культурной жизни города Полтавы — празднованию 170-летия со дня рождения выдающегося полтавчанина, художника Николая Ярошенко, произведения которого, такие как «Курсистка», «Кочегар», «Всюду жизнь» давно стали хрестоматийными.

Николай Александрович Ярошенко родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года. Родители будущего художника предполагали чтобы старший сын продолжил семейную традицию и выбрал военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика). В 1855 году 9-летнего Мальчика отдали на обучение к Полтавского кадетского корпуса, а через два года перевели в Сек.-Петербургского Первого кадетского корпуса. Образование будущий военный инженер продолжил в Павловском и Михайловском училищах, а в 1867 году поступил в Михайловской артиллерийской академии, после окончания которой более 20 лет нес службу на патронном заводе в С.Петербурге.

Получив блестящее образование в области военного дела, Николай Ярошенко ни на миг не оставлял мечту о овладение художественными знаниями. Еще в раннем возрасте, в Полтавском кадетском корпусе ему повезло встретить художника Ивана Кондратьевича Зайцева, который обратил внимание на своего талантливого ученика и стал для него первым наставником.

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

В Петербурге Николай Ярошенко сначала брал частные уроки рисования у Андриана Марковича Волкова, затем посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Николаевич Крамской и напоследок течение 4-х лет был вольнослушателем Академии художеств.

Знакомство, а впоследствии и крепкая дружба с Иваном Крамским, определили будущую судьбу художника. Он, как и советовал И.М. Крамской, занятия творчеством соединил с военной службой. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й передвижной выставке картиной «Невский проспект ночью», а в следующем году вступил в Общество передвижников, где сразу же был избран членом правления. Оставаясь убежденным проводником идей передвижничества, Николай Ярошенко, после смерти председателя правления И.М. Крамского, более 10 лет возглавлял Общество. Если Ивана Крамского называли умом Товарищества передвижников, то Николая Ярошенко его совестью.

Вместе с Марией Павловной (уродж. Навротіна), на которой он женился в 1874 году, Николай Александрович прославился в Петербурге так называемыми «ярошенківськими субботами», на которых бывал весь цвет столичной интеллигенции. Все, кто был близко знаком с Ярошенко отмечали многогранность его натуры, его ум и образованность. Характерным было уже именно круг близких и друзей Ярошенко, в который входили передовые люди того времени из самых разных сфер науки и искусства, к тому же нередко запечатлены художником на холсте. Это рядом с соратниками, художниками-передвижниками, писатели М.Есть. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, поэт А.М. Плещеєв, издатель В.Г. Чертков, юрист В.Д. Спасович, историк К.Д. Кавелин, философ В.С. Соловьев, общественный деятель А.М. Унковский, педагог А.Я. Герд, этнограф М.М. Ковалевский, композитор С.И.Танеев, ученый-медик Н.П. Сімановській, физиолог И.П. Павлов и другие. Высоко ценил Николая Ярошенко и его творчество и Лев Толстой.

В 1885 году семья Ярошенків приобрел в Кисловодске дом, который в семье называли Белой Вілою. Выйдя в 1892 году по состоянию здоровья в отставку, Николай Александрович вместе с Марией Павловной поселился в этом доме. Сюда к ним приезжали многочисленные друзья и гости: Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Полина Стрепетова и многие другие.

Умер Николай Александрович Ярошенко 26 июня (7 июля) 1898 от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробег до дома под дождем более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске вблизи Собора Николая Чудотворца, недалеко от Белой Виллы. Через год на его могиле установили памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – один из близких полтавских друзей художника Л.В.Позен.

После смерти мужа Мария Павловна Ярошенко сделала все, чтобы сохранить произведения художника.

В 1917 году по ее завещанию Полтава получила в дар художественную сборник Николая Ярошенко — 100 живописных полотен, 4 скульптуры, 23 альбомы с рисунками самого Ярошенко и значительное количество произведений его коллег и друзей по Товариществу передвижников. Именно эта коллекция, в которую входили такие значительные по значению и размеру полотна М.А. Ярошенко, как «Невский проспект ночью», «Причины неизвестны», «Мечтатель», Портрет Н.К. Михайловского, «Девочка с игрушками», «Летом», «Иуда», уничтоженных нацистами в годы Второй мировой войны, легли в основу созданного в Полтаве в 1919 году художественного музея.

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

Сейчас в Полтавском художественном музее (галерее искусств), что с 2008 года носит имя Николая Ярошенко хранится 55 его картин, 2 скульптуры и 17 рабочих альбомов. Коллекция работ художника в нашем музее самая большая в Украине. Основная часть этих произведений постоянно экспонируется в двух отдельных залах музея, специально отведенных для показа творчества нашего знаменитого земляка. По случаю 170-летней годовщины со дня рождения Николая Александровича Ярошенко они вошли в юбилейной экспозиции.

ПОЛТАВА ВКЛОНИЛАСЯ ЯРОШЕНКУ

Выставка вызвала большой интерес среди полтавчан. Посетители вместе с автором размышляли о времени, природе, мгновенность жизни и наслаждались произведениями художника, стали настоящей культурным наследием человечества.

Источник

Добавить комментарий