Портрет Павла Тычины из частной коллекции презентовали в черкасском музее

Портрет Павла Тичини з приватної колекції презентували у черкаському музеї

Портрет Павла Тичини з приватної колекції презентували у черкаському музеї

4 февраля 2016 года Черкасский областной художественный музей презентовал бродячую выставку одного произведения – панно «Белое и черное» выдающегося украинского художника и педагога Михаила Жука (1883-1964) из частного собрания заслуженного работника культуры Украины, члена Национального союза журналистов и Научного общества им. Т.Шевченко Тараса Максымюка (м. Одесса).

 

Михаил Жук – один из самых ярких выразителей тенденций модерна в украинской живописи, который работал во многих областях изобразительного искусства: живописи, графике и декоративном искусстве. Он реализовал свой талант в поэзии, прозе, драматургии.

Михаил Иванович Жук родился 20 сентября 1883 года в местечке Каховка Таврической губернии. Профессиональное образование получил сначала в Киевской рисовальной школе у Александра Мурашко, затем в Краковской академии искусств у художника Станислава Выспянского. После возвращения на Украину Михаил Жук работал в городе Чернигов. Здесь и было написано произведение «Белое и черное» (1912-1914). С конца тридцатых годов и до последних дней Н. Жук жил и работал в городе Одесса. В своем творчестве он органично соединил лучшие европейские традиции того времени с яркой самобытностью украинского народного искусства. Художник тщательно исследовал народный орнамент и, трансформируя его, создал свой индивидуальный стиль. Именно этот симбиоз европейских влияний символизма и модерна и национального искусства является определяющим в образно-стилистической концепции панно «Белое и черное».

Картина размером 207х310 см выполнена на семи отдельных листах грубой бумаги смешанной техникой – художник использовал гуашь, уголь, пастель и акварель. В центральной части загадочная композиция: худощавый, темноволосый юноша с черными крыльями играет на свирели, и светловолосая, хрупкая девушка с белыми крыльями, будто медленно проходят мимо «большое окно», что подчеркивается поясным изображением фигур и темными полосами, которые разделяют все панно на четыре части (как оконная рама). Вокруг этих пивфигур – буйство цветущих растений. Мелодия свирели словно переливается с листка на листок, по стеблям до верхушек цветов и, переплетаясь с клубами разноцветных облаков или дыма в небе, соединяется и образует над півфігурами центральных персонажей в легкой одежде, подобном античных туник, стремительную арку в виде незатухающей свечи. Этот образ всегда и у всех народов был образом неугасающей души, направленной к познанию Бога, вселенной, смысла жизни. Внешность юноши – это черты двадцатилетнего Павла Тычины, который учился рисованию в Черниговской духовной семинарии и был лучшим учеником М. Жука. А образ «белого ангела» имеет портретное сходство с первым юношеским любовью П.Тычины Полиной Коновал – дочерью черниговского поэта и драматурга.А. Вороньківського. Художник Михаил Жук знал историю несчастной любви своих учеников и творчески использовал их портретные черты, античный миф об Орфее и символизм цветов в изображении своего взгляда на суть гармонии вселенной.

В 1917 году панно «Белое и черное» было выдано на открытке издательства «Вернигора». В 1929-1930 годах оно репродуцируется в единственном при жизни художника альбоме, вышедшем в Харькове. С тех времен вплоть до 1972 года оно исчезает из поля зрения любителей искусства. Именно тогда его приобрел одесский коллекционер, ныне – заслуженный работник культуры Украины Тарас Максимюк, который и вернул произведение его ценителям.

С 1988 года панно «Белое и черное» экспонируется в выставочных залах музеев ряда городов мира (Одесса, Киев, Чернигов, Чикаго и Нью-Йорк). С 2011 года началась новая всеукраинская акция «Путешествующая выставка одного произведения».

Источник

Добавить комментарий