Призракология постсоветских пространств

Призракология постсоветских пространств

30 апреля 2021 — 30 мая 2021

В HSE ART GALLERY состоится групповая выставка — работы представят 60 художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ и независимые авторы. Выставка — тотальная инсталляция, не то обжитой подъезд, не то захламленная квартира, наполненная работами художников, где графика, скульптура, видео, фотография и живопись осмысляют постсоветское пространство.

Выставка является результатом оpen call, в ходе которого художникам предлагалось поразмышлять о «хонтологии» или «призракологии» окружающих нас пространств. Термин «хонтология», от слова haunt («призрак»), назван так по аналогии с онтологией — учением о бытии, описывающем особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой, то есть «существующей», ни неживой, то есть «существовавшей». Кураторки Александра Кузнецова и Софья Афанасьева отсылали участников выставки к тексту Жака Деррида «Призраки Маркса» и предлагали исследовать постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, ее городов и улиц до многоквартирных типовых домов и коммуналок, дач и деревень на предмет присутствия фантомных феноменов, влияющих на наше бытование. Ответом художников стали самые разнообразные работы: графика, живопись, инсталляция и видео. Среди них кураторки, ставившие перед собой также исследовательские задачи, пронаблюдали несколько ключевых типов проявления призрачности в работах участников выставки.

Многие художники оказались заворожены созерцанием самих пространств, доставшихся нам в наследие предшествующей эпохи и воспринимают их как повод для фиксации или своего рода непременные декорации для событий современности. Промышленные зоны, гаражи, панельки, подъезды становятся объектами пристального вглядывания художников и самого разного диапазона отношения к ним — от ностальгии и любования до неприязни. Так в живописных работах Сергея Козликина и Анастасии Иликпаевой город — это родной, пусть и потертый, добрый мир, теплый и обжитой. В работе же Юлии Стародубцевой набившие оскомину панельки становятся сюжетом на кожухе боксерской груши, провоцирующим зрителя вступить с ними в обреченную схватку.

Ряд художников обращается к пространствам как к месту действия, связанному с личной памятью, семейными историями и ностальгией. В инсталляции Кати Егоровой призраком предстает укрытая простыней и затем исчезнувшая новогодняя елка. А в объекте Екатерины Финкенштейн привычно торчащие праздничные флаги становятся полотнами воспоминаний прошедшего детства.

Наиболее сложный блок работ — проекты, связанные с идеологическими призраками и образами в окружающих нас пространствах. Здесь взгляд художников пронзителен и критичен к увиденному. Художницы и преподавательницы Школы дизайна Мария Челоянц и Катя Сиверс обнаружили в качестве призрака — бесконечно тиражируемый образ «Трех богатырей» Виктора Васнецова. Они развоплотят пропагандистский и идеологический знак, в который был перекодирован сюжет с тремя былинными персонажами в советское время, и соберут совместно со студентами музей одного образа.

Важная группа работ — это попытки фиксации или генерирования разного рода мистических феноменов и психоделических переживаний, связанных с теми или иными пространствами. Здесь художники буквально фиксируют и предъявляют зрителю различные фантомы. Так в живописной работе Константина Аджера известный сюжет картины Александра Герасимова становится своего рода психоделическим трипом в параллельную реальность.

Отдельно можно выделить ряд работ, связанных с темами руин и утопий. Это наблюдение за отдельными местами, районами, определенным типом построек и даже целыми городами, которые уходят вместе с советской эпохой, но все еще присутствуют на незначительном удалении от нас. И продолжают привлекать авторов, как исключительно эстетикой разрушения, так и маркерами не свершившихся обещаний, руинами невоплощенных утопий.

Выставка является дипломным проектом студентки 4 курса бакалавриата «Дизайн и современное искусство» Софии Афанасьевой в соавторстве с ее научным руководителем — Александрой Кузнецовой. На этапе подготовки выставки было создано визуальное исследование «Призракология в постсоветском искусстве» — книга, представляющая собой обзор проектов современных российских художников, которые можно интерпретировать как попадающие в это тематическое поле. Работа является частью диплома и будет представлена на выставке. Помимо экспозиции в пространстве галереи выставка включает в себя также и онлайн-часть, в которой собраны фото, видео, гейм- и веб-проекты.

В выставке принимают участие более 60 художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна, а также независимые авторы.

Участники: Константин Аджер, Майкл Арутюнян, София Афанасьева (selective miracles), Алла Афонина/Вера Лапонкина, Бальжима Балаганова, Серафима Бреслер, Алена Бондарева, Валерий Вачегин, Маргарита Варакина, Елена Власова, Мария Головкина, Дарья Головкова, Анна Гордеева, Даня Двинских и Оля Терехова, Анастасия Дороганова, Екатерина Егорова, Анастасия Иликпаева, Дмитрий Катаев, Сергей Козликин, Алиса Колеватых, Александра Кузнецова, Юлия Кузьмина, Диана Мачулина, Алла Мировская, Анастасия Мотина, Алеся Мурлина, Александр Никольский, Варя Панюшкина, Ксения Пасюра, Маша Плотникова, Павел Рогатов, Екатерина Романова, Алина Рыбальченко, Александр Рюмин, Екатерина Серикова, Екатерина Сиверс и Мария Челоянц, Роман Сойеров, Хаим Сокол, Арина Соленова, Алексей Старков, Юлия Стародубцева, Александр Тарасенков, Светлана Троицкая, Дарья Трублина, Екатерина Финкельштейн, Анастасия Цайдер, Виктория Цуканова, Ника Черняева, Ева Шорина, Полина Штанько, DEMSAM (Елизавета Остапенко, Дарья Кочеткова, Анастасия Прахова, Марина Штык), Max Shuz, Paracollective (Дина Караман, Владимир Надеин).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru