Проект «Закрытые территории»

  • Проект «Закрытые территории»

 

Фотограф Данила Ткаченко самоотверженный человек. Готовый к трудностям и лишениям ради утверждения идеи, что творчество фотографа способно и сегодня не просто оформлять реальность, но и конструировать ее. Несколько лет Данила провел в экспедициях по России и Украине для создания серии работ о людях, добровольно выбравших путь отшельника, чурающихся человеческого общества, ушедших жить в дебри и чащи. Серия Escape была удостоена приза международной фотожурналистики World Press Photo 2014.

 

Для посетителей Проект «Закрытые территории» будет открыт с 11.12.2015 года по 26.01.2016 года.

 

Представленный проект называется «Закрытые территории». В нем много фотоснимков вмерзших в снежный горизонт свидетельств утопий модернистской эпохи: обнаруженных в разных, часто секретных точках карты бывшей Страны Советов технических сооружений, инженерных конструкций и других разработок для Вооруженных Сил СССР. Эти объекты перемежаются фотографиями с обсерваториями, военными базами, испытательными полигонами, закрытыми городами. Все постройки и зоны представлены в постапокалиптической вечной мерзлоте. Глядя на эту «стылую» серию и вспоминая предыдущую, отшельническую, приходишь к выводу, что Ткаченко интересует вовсе не экзотическая натура, а глубинная философская проблематика: где та грань, за которой Утопия превращается в Антиутопию? каковы причины этого неизбежного двуединства?

 

Сегодня среди художников и интеллектуалов-историков очень востребован период невзрачной архитектуры и цивилизации второй волны интернационального модернизма (условно 1960–1980-х годов). Вдохновленные авангардом эпохи Малевича, они ищут в нем идеи социального равенства, прогрессистской модели развития человечества. Аскетизм, техницизм и брутализм — вот три кита, на которых держится миф утопии второй модернистской волны. Конечно, интересно исследовать, что же пошло не так. Почему прекрасные идеи о научно-технической революции, мирном атоме, физиках-лириках вмерзли в лед, стали очагом энтропии и/или радиационного заражения? Руины прогрессистского модернистского проекта описал в своей книге «Воинствующий модернизм» Оуэн Хазерли (Hatherley O. Militant Modernism, 2009). Одной из первых ласточек темы превращения модернистской утопии в энтропию стал, конечно, культовый фильм Тарковского «Сталкер» (1979). Вместе с героем мы движемся по зараженному, руинированному, но дико притягательному месту, оставленному иной цивилизацией. В нем есть комната желаний, но самих желаний давно уже нет. Эта ностальгия по подобного рода «зонам» оформилась впоследствии в движение киберпанк — в общем-то, прямого наследника битничества. Ключевая идея археологии «зон»: желание желания и бессилие в поиске оных.

 

На сегодняшнем этапе прогрессистские модели цивилизации развалились, застряли во льдах. Человечество боится будущего. Оно травмировано фактом мутации утопического проекта в антиутопию актуальных жизненных реалий. Дихотомия утопия–антиутопия для художника Данилы Ткаченко становится чем-то вроде подзорной трубы, в которую можно смотреть то с одного, то с другого конца. В серии «Отшельники» мы видели мир в огромном увеличении, в нем утопичность эскапистского проекта оживает во всей своей трагической уязвимости. В новой серии мы смотрим на антиутопию советского модернизма с противоположного конца трубы, и мир уменьшается в размерах, превращаясь в равнодушную, самодостаточную и в то же время очень красивую эстетскую картинку. В какой-то момент знаки «+» и «-» в наших оценках видимого меняются местами. И это свидетельство точной оптики мастера, который увлечен поиском бытийственных проблем рождения, крушения и обратимости мечтаний человечества о совершенной и ужасной (совершенно ужасной, ужасно совершенной) жизни.

 

Сергей Хачатуров.

 

Вход свободный.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Pechersky Galleryг. Москва, 4-й Сыромятнический переулок 1/6, ЦСИ Винзавод
Дата проведения: Сейчас
Время: 12:00-20:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 280 — 07 — 72
E-mail:
info@pecherskygallery.com
Сайт:
http://pecherskygallery.com/
Источник

Добавить комментарий