Программа к выставке «Мир-театр. Архитектура и сценография в России»

  • Программа к выставке «Мир-театр.<span id= Архитектура и сценография в России»» />

 

Программа к выставке «Мир-театр. Архитектура и сценография в России»

Январь – март 2017

 

ЛЕКЦИИ

Стоимость билетов:

Лекционный билет – 300 руб.

Льготный лекционный билет – 200 руб.

 

21 января в 13:00

«Слышать, видеть, выжить, или о пользе ограничений в театральной архитектуре».

Лектор: Вадим Басс, историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.

В лекции рассматривается, как актуальные представления об организации театрального действа, изменяющиеся социальные условия, режиссерские идеи определяют популярность тех или иных архитектурных приемов и формул в архитектуре театральных сооружений — от театров эпохи Возрождения и Барокко до модернистских экспериментов XX века.

 

28 января в 13:00

«От «Комедийной хоромины» к барочному театру».

Лектор: Кирилл Постернак, историк архитектуры, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Лекция посвящена истории русской театральной архитектуры от времен царя Алексея Михайловича до правления императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, ни один из театров, созданных в конце XVII — первой половине XVIII века, не сохранился до наших дней, что создает впечатление скудости театральной архитектуры этого времени. Между тем, в этот период создавались великолепные зрительные залы. Особой пышностью отличались придворные театры, а театр Зимнего дворца Елизаветы Петровны по праву считался одним из лучших в Европе.

 

4 февраля в 13:00

«Синтетический театр массового действа: от оперы к городу».

Лектор: Алексей Воробьев, архитектор, кандидат архитектуры, Московский архитектурный институт.

 

В лекции будут рассмотрены основные проблемы и направления развития отечественной театральной архитектуры первой трети XX века на фоне преобразований общества и города. В частности, конкурсы на массовый синтетический театр 1920-30-х годов, среди участников которых были такие архитекторы, как братья Веснины, Г. и М. Бархины, М. Гинзбург, В. Щуко и В. Гельфрейх. Стоит отметить колоссальное число иностранных участников конкурсов в СССР на театр нового типа – В. Гропиус, Б. Таут, А. Шарон, М. Бройер и др. Их массовый интерес к театру, к советским конкурсам, несомненно, доказывает важность происходивших тогда творческих поисков не только для нашей страны, но и для мировой архитектуры. Концепция нового жизнестроения, представленная в конкурсных программах, явилась средством прочтения для многих проектов, где построение пространства касалось не только театра как здания, но и города, объединяя эти понятия в единое фундаментальное целое, характерное для всей европейской цивилизации Нового времени.

 

11 февраля в 13:00

«Сквозные сюжеты и метаморфозы театральной сценографии. От барокко к авангарду».

Лектор: Анна Корндорф, доктор искусствоведения, Государственный институт искусствознания.

Лекция предлагает взглянуть на историю театральной сценографии Нового времени как на процесс сложения различных концепций визуальности и восприятия сценического пространства. Основываясь на кратком обзоре принципов декорационного оформления, а также рассмотрении эволюции основных иконографических тем и сюжетов, автор выстраивает линию сменяющих друг друга логик — от законов архитектуры, царивших на сцене XVII-XVIII веков, через диалектику образа панорамных зрелищ и световых эффектов, спутников эпохи оптических аттракционов и фотографии, к принципам станковой живописи, пришедшим на сцену в конце XIX столетия.

 

18 февраля в 13:00

«Архитектура русского театра эпохи классицизма».

Лектор: Зоя Золотницкая, искусствовед, старший научный сотрудник МА.

Лекция посвящена появлению и развитию в русской архитектуре типа публичного городского театра времен классицизма: от раннего периода до ампира. Вы узнаете о несохранившихся самых первых театрах двух столиц: Большом каменном в Санкт-Петербурге (1775-1783 г.) и Петровском в Москве (1780 г.). На примере творчества выдающихся зодчих Джакомо Кваренги и Тома де Томона лектор расскажет о том, как складывался и развивался художественный образ монументальных театральных построек зрелого к лассицизма. Особое внимание будет уделено театрам времен ампира: знаменитым ансамблям Александринского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. На лекции слушатели увидят множество уникальных проектных чертежей, гравюр и дореволюционных фотографий из фондов нашего музея.

 

11 марта в 13:00

«Театр и пропаганда социалистического образа жизни в Ленинграде в конце 1920-х – 1930-е годы. На примере архитектурного наследия архитектора Н. А. Митурича».

Лектор: Ксения Малич, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, куратор архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21».

Лекция посвящена творчеству ленинградского архитектора Николая Александровича Митурича – автору здания Театра Ленинского Комсомола в Ленинграде, а также десятков театров, зрелищных комбинатов, дворцов культуры. Ученик Александра Никольского, Митурич оказался причастен новаторским исканиям петроградского зодчества 1920-х годов. В 1930-е годы начинается многолетнее и плодотворное сотрудничество архитектора с ленинградским Профсоюзом торговых служащих. Их масштабная клубная деятельность в 1920-е – 1930-е годы позволила воплотить не только такие серьезные проекты, как Дом культура совторгслужащих (ДК Первой Пятилетки) и здание Красного театра (Театр Ленинского комсомола), но и десятки сооружений для садов и парков.

 

18 марта в 13:00

«Архитектура как персонаж. Театральный задник от античности до наших дней».

Лектор: Сергей Кавтарадзе, искусствовед, историк архитектуры, искусствовед, член Союза московских архитекторов.

Со времен Древней Греции помимо привычных актеров (поначалу на котурнах и в масках) игра на сцене часто поручалась еще одному значительному персонажу, проскению — театральному заднику в виде нарисованной или реально построенной архитектурной композиции. С тех пор ордера и арки, фасады и интерьеры играют собственную роль, выходя на ренессансные, барочные и классические сцены. Не обходятся без архитектурных декораций и современные храмы Мельпомены и Талии. Однако, несмотря на внешнее сходство, характер ролей, поручаемых зодчеству, серьезно меняется, от века в век они становятся сложнее и объемнее, как в прямом, так и в переносном смысле. Этим изменениям и будет посвящена лекция историка архитектуры.

 

ВСТРЕЧИ / ДИСКУССИИ

 

9 февраля в 19:00 / Анфилада

Александр Анисимов, архитектор, доктор архитектуры, один из авторов проекта Театра на Таганке. Руководил работами по реконструкции и приспособлению Государственного театра классического балета; по его проекту осуществлены интерьеры Театра миниатюр М. Жванецкого.

«Театральные здания двух столиц».

 

Программа дискуссий о сценографии

«МЕСТО ДЕЙСТВИЯ»

Куратор Алексей Киселев, театральный критик, обозреватель журнала «Афиша».

 

Реальность, фантазия и пустота — три категории, моделирующие три подробных разговора с ключевыми героями современного российского театра об архитектуре и пространстве. Театр сегодня — психологический, документальный, пластический, постдраматический, театр художника — так или иначе выбирает один из трех путей: взаимодействие с миром реальных предметов, отдаление от него в сторону свободных ассоциаций и фантазмов или отказ от взаимодействия с реальностью или иллюзией в пользу освобождения сознания присутствующего зрителя.

 

1. ОБЪЕКТ РЕАЛЬНОСТИ — в январе.

2. ОБЪЕКТ ФАНТАЗИИ — в феврале.

3. НОЛЬ ОБЪЕКТ — в марте.

 

Вход по цене билета в музей.

 

СПЕКТАКЛИ

 

7 – 15 февраля / Аптекарский приказ

«МЕЖДУ ДВУМЯ» от Инженерного театра «АХЕ».

Публичное отражение тибетской книги мёртвых «Бардо Тодол» на сцене.

Спектакль — исследование постмортальных состояний, описанных в литературном памятнике IIX века.

 

Расписание показов:

7 февраля в 19:00 — «МЕЖДУ ДВУМЯ. СУД. ШЕСТЬ МИРОВ».

9 февраля в 19:00 — «МЕЖДУ ДВУМЯ. КАРМИЧЕСКАЯ БУРЯ».

11 февраля в 19:00 — «МЕЖДУ ДВУМЯ. ПРЕДДВЕРИЕ».

13 февраля в 19:00 — «МЕЖДУ ДВУМЯ. ВЫБОР ЧРЕВА».

15 февраля в 19:00 — «МЕЖДУ ДВУМЯ. САМОВОПЛОЩЕНИЕ».

 

«Для реализации такого амбициозного проекта понадобилось создать целую серию спектаклей. На сегодняшний день это пять самостоятельных спектаклей, пронзённых единым стилистическим и стенографическим решением. Спектакли сконструированы таким образом, что декорации физически деформируясь, дробясь и уничтожаясь переходят из постановки в постановку. Среди прочих, каждый спектакль по-своему раскрывает проблему взаимодействия с пространством, как с партнёром.

 

Нам представляется важным показать именно на выставке «Мир-театр. Архитектура и сценография в Росии» возможности трансформации среды стенографическими средствами. Не только адаптировать готовое сценографическое решение в сложное архитектурное пространство, но и добиться большей выразительности.

 

Экспозиционное пространство будет поделено на две зоны: театральную и выставочную. В театральной зоне зрители могут видеть постоянный процесс работы над спектаклем: монтаж декораций, установку сета, репетиции, сами спектакли. В выставочной зоне из декораций, реквизита, костюмов, масок и кукол будет создана, ежедневно меняющаяся, инсталляция «Среда Бардо Тодол».

 

Тем самым зритель оказывается внутри мета-спектакля «Между двумя» и имеет возможность пережить необычный чувственный опыт.». Команда Инженерного театра «АХЕ».

 

Проект создан при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Поддержка проекта в Москве осуществлена на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова.

Стоимость билета на каждый спектакль в первые недели продаж – до 20 января, – 900 рублей.

С 20 января – 1200 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе музея с 10 января.

Дополнительная информация и бронирование: +7 (495) 697 38 74.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
г. Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Дата проведения:
Сейчас
Время:
13:00-13:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 691 — 21 — 09
E-mail:
info@muar.ru
Сайт:
http://www.muar.ru/
Источник

Добавить комментарий