Произведения семьи Пошивайло в коллекции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа

Твори родини Пошивайлів  у колекції Меморіального музею-садиби  філософа й колекціонера опішненської кераміки Леоніда Сморжа

Твори родини Пошивайлів  у колекції Меморіального музею-садиби  філософа й колекціонера опішненської кераміки Леоніда Сморжа

Важную роль в формировании коллекции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа сыграло знакомство ученого с народными мастерами Григорием Тягуном, Александрой Селюченко, Прасковьей Беляк, братьями Иваном, Николаем и Гавриилом Підгребельними, супругами Михаила и Галины Китришів, Анной Диденко, Зинаидой Линник, Василием и Петром Омеляненками, Марией Бондаренко, Полиной Сисою, Василем Биляком, Вячеславом и Иваном Біликами и многими другими.

 

В июле 1968 года в цехе №4 Леонид Сморж познакомился с гончарным дуэтом – Гавриилом и Евдокией Пошивайлами – и их сыном Николаем. У них сложились особые отношения. Впоследствии он стал для них «своим». Среди семейных фотографий, которые сохранены в Мемориальном музее-усадьбе, есть фото Леонида Сморжа с его дарственной подписью.

Во время его посещения уютного и радушного дома Пошивайло велись разговоры о профессиональные дела, гончарювання, оплату труда, взаимоотношения на заводе, смысл жизни, судьбу опішненського гончарства. Любовь к народному искусству, стремление сохранить для потомков как можно больше прародительских сокровищ, колекціонерські страсти объединили ученого-философа, эстета Леонида Сморжа и малювальницю Евдокию Пошивайло.

Твори родини Пошивайлів  у колекції Меморіального музею-садиби  філософа й колекціонера опішненської кераміки Леоніда Сморжа

Имея утонченный художественный и эстетический вкус, Леонид Сморж серьезно увлекся коллекционированием керамики, которую полюбил, глубоко понимая важность гончарства как своеобразного явления в художественной культуре украинцев. Почти полвека (конец 1960-х – 2000-е годы) он собирал свою коллекцию опошнянской керамики, которую называл величайшим сокровищем, которое он должен был и хотел бы иметь, ведь ни золото, ни драгоценные камни не принесли бы ему столько радости.

Особое место в экспозиции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики занимают произведения Гавриила и Евдокии Пошивайло, а также их сына Николая Пошивайло. Все изделия поражают совершенными формами и изящной опішненською мальовкою, сохраняют лучшие традиции опішненського гончарства середины ХХ века.


Твори родини Пошивайлів  у колекції Меморіального музею-садиби  філософа й колекціонера опішненської кераміки Леоніда Сморжа

Украшением коллекции являются эмалированную посуду (Гаврило Пошивайло – автор формы, Евдокия Пошивайло – автор малевки): миски, тарелки, супники, бочонок, тыквы, вазы, кружки, кувшин «Сова», банка, сахарница. Посуда Николая Пошивайло представлен тарелками, сосудами «Сова», «Поросенок», покрышкой «Казак Мамай». Коллекция представляет глиняную игрушку, пластика малых форм – это опошнинские «барыни», игрушка «монетка», свистуны-соловьи. Збережино декоративные скульптуры – «Всадник» и «Птица» Гаврила и Евдокии Пошивайло, «На ярмарку в Сороченці», «Ой, чья то женщина», «Черти», «Черт», «Баран» Николая Пошивайло. Леонид Сморж и сам любил работать с глиной, увлекался лепкой потусторонних сил, а именно гоголевских героев, чертей. Сохранены две пепельницы с чертями, изготовленные в соавторстве Николая Пошивайло и Леонида Сморжа (Киев, 26.11.1976).

Вклад творческого наследия семьи Пошивайло в формирование коллекции Мемориального музея-усадьбы философа и коллекционера опошнянской керамики Леонида Сморжа трудно переоценить. Они не только собрали и сохранили собственную коллекцию, которая стала основой для открытия Мемориального музея-усадьбы гончарской семьи Пошивайло (1999), но и любезно подарили свои произведения коллекционеру Леониду Сморжу. Они составляют треть его сборки. Важно, что коллекция стала открытой, имеет научную ценность, свидетельствует о своеобразный расцвет гончарства протяжении 1960-х – 1980-х годов. Она является богатым материалом для исследования и приносит большое эстетическое удовольствие всем, кто желает приобщиться к красоте опошнянской керамики.

 

младший научный сотрудник

Мемориального музея-усадьбы гончарской семьи Пошивайло

Подписи к фото:

1. Фото Леонида Сморжа.

2. (слева направо) Фото Я.Дацюка

3. Фото Тараса Пошивайло.

4. Автор фото неизвестен.

Источник