Пройдены рубежи: к 80-летию деятельности Дирекции художественных выставок Украины

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Выставка в Национальном литературном музее Украины «Киев — колыбель православия». 2013.

80 лет – это уже история. Есть что рассказать потомкам за условий самого обыденного и неинтересного жизни. Переезды и путешествия, смены мест проживания, высокие достижения и полезные приобретения, успехи и неудачи, долговременные отношения и мимолетные увлечения, возвышенные стремления и несбыточные мечты, большие надежды и невыполненные резолюции, короче – все составные части пазла под названием «опыт».

А опыт, какой бы он не был, ценный материал, который не так легко получить, а после можно оформить под стекло и в рамку или добыть из него твердый осадок в виде обоснованного исследования, суммирующие пройденное и пережитое, подвергнув его переоценке.

О Дирекции художественных выставок Украины в прессе вспоминали нередко, но вскользь, по-большинству, в связи с открытиями выставок и «битвой» за дом. Институтской (ныне несуществующий), разразившийся в середине 1990-х гг. За кадром оставалась кропотливая деятельность: музеи всей Украины пополняли благодаря этой организации свои коллекции на протяжении XX века, произведения художников в составе передвижных выставок совершали путешествия на близкие и дальние расстояния, становясь доступными различным зрителям, – фактически это была единственная на всю республику официальная площадка становления молодых современных художников. Ученые до сих пор часто обращаются к сотрудникам ДХВУ за консультациями, но создать хотя бы краткое описание истории самого учреждения считают нецелесообразным, презрительно пренебрегая работой коллег. Аббревиатуру названия даже профессионалы путают с идентичной – названием искусственно и по образцу первой Дирекции созданного отдела при Союзе художников Украины, а не при Министерстве культуры Украины. Некоторые деятели, не такие может и ярости, и явно малообразованные, в последнее время вообще натужно пытались укрыть деятельность Дирекции причудливой тенью тоталитаризма, мотивируя тем ликвидацию «отмершего органа».

По свидетельству архивной справки[1], Дирекция художественных выставок была основана в 1935 году в соответствии с постановлением Комитета по делам искусств при СНК УССР как «центр пропаганды искусства среди народа». Цель деятельности за все время существования неоднократно менялась: была даже попытка в 1990-х гг по директорства И.С. Мищенко превратить ДХВУ на коммерческий проект. В последнем уставе от 2010 года она наконец окончательно определилась: «ДХВУ – учреждение музейного типа, создан для сохранения, изучения и популяризации произведений современного изобразительного, декоративного и прикладного искусства Украины». На осуществление этого пути от «пропаганды» до «сохранения и изучения» понадобилось почти 80 лет. А теперь, когда это расстояние было преодолено, наблюдаем попытки в лучших традициях жанра большевистской ликвидации стереть с лица земли и организацию, и любые сведения о ней, расформировать и денационализировать ее фонд. Точная дата основания ДХВУ до сих пор остается под вопросом. В Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины в документах Управления делами Совета Народных Комиссаров УССР за 1936-1938 гг. (более ранние описи дел не сохранились) никаких сведений не найдено. Документально 1935 год как год основания подтвержден постановлением о возобновлении деятельности названной организации от 14 июня 1944 г.[2] и директивным письмом Управления по делам искусства от 6 апреля 1944 г. задачи составить и отправить перечень уничтоженных, поврежденных и вывезенных немецкими оккупантами художественных ценностей[3]. Ссылка на эту дату также содержится в записке директора Щербатенка Ю.В. от 20 июля 1944 г. о возобновлении деятельности ДХВ[4] с 3 июля 1944 г. Организационный период длился с января по май 1944 года[5]. Переподчинение ДХВ Главному управлению по делам искусств Минкультуры УССР отражено в приказе 107 от 2 июля 1953[6] г..

Здесь уместно кратко напомнить, что после Ю.В. Щербатенка ДХВУ возглавляли С. Лысенко (1953-1962 гг.), Есть.А. Афанасьев (1962-1966 гг.), И.И. Дубиш (1966-1968 гг), Л.И. Попов (в.а. директора в 1968 гг.), Ю.М. Ятченко (1968-1970 гг), Ю.П. Пудов (1970-1981 гг.), Г.А. Лунь (1981-1984 гг), А.Г. Белашов (1985-1986 гг), М.М. Мудрый (в.а. в 1987г.-1989 гг., 1999-2000 гг.), И.С. Мищенко (1989-1999 гг), П.В. Нестеренко (2000-2001 гг.), М.И. Лющенко (2002 гг.), В.В. Ковшура (2004-2005 гг.), А.П. Говдя (директор в 2003 г., в.а. в 2005-2007 г., директор с 2007 г. по сегодня). В послевоенное время здесь работали профессионалы, имена которых еще не стали пустым звуком для современных искусствоведов: В. Цельтнер (псевдоним – Павлов), В.М. Гальцов, А.С. Найден, М.А. Склярская, Г.А. Небожатко, К.С. Нагай, С.П. Смолински, И.И. Чуліпа, В.И. Баринова, Ю.Есть. Баликов, А.М. Галайчук, Л.М. Пекаровський, В.П. Дибань, А. Куз’янц. Сейчас работают: А.М. Чужих, К.А. Скирда, Н.М. Мудрый, А.Есть. Игнатьева, Н.В. Лавренова, А.В. Зікєєва, В.П. Сокур, А.Портной, Г.П.Приключение.

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок УкраїниЛ.Жоголь и М.Мудрый на открытии выставки «Семейный портрет» в НЛМУ.2012

Если суммировать деятельность в цифрах, то в среднем ежегодно проводилось и проводится около 25 выставок (в 1998 г. цифра достигла 31). Среди них были так называемые «передвижные» (наследие «передвижников») выставки по Украине и Союзу, а также «зональные» (несколько объединенных республик), Республиканские, которые позже стали называться Всеукраинскими, юбилейные, отчетные, персональные и групповые, – формат которых остался фактически таким же, не смотря на политические изменения, разве что тематика стала шире, требования мягче, идеологическое давление изменился отсутствием государственной финансовой поддержки. Своего времени ДХВУ организовывала участие украинских художников в Всесоюзных выставках, и, конечно, выставки зарубежные, хотя одноименный отдел ввели в структуру организации «с целью популяризации украинского искусства за рубежом» достаточно поздно, в 1988 г.; вводили постепенно: сначала сектор – с 1983 г., и только потом – отдельный отдел.

Маршруты передвижных выставок охватывали всю Украину, ведущие художественные центры и «глубинку»; например: «Львов – Одесса – Вилково – Симферополь – Алупка – Дрогобыч – Тернополь» или «Ровно-Луцк-Кировоград-Артемовск-Жданов-Запорожье-Никополь-Симферополь-Дрогобыч-Житомир». И в этом был смысл. Сейчас, когда почти всем доступны фотоотчеты любых выставок в Сети, когда сознание современника привыкла к фиксации мельчайших событий, когда даже в магазинах с целью безопасности установлены видеокамеры бесперебойного круглосуточного наблюдения, трудно осознать и оценить значимость деятельности организаций (фактически, одной на всю республику), которые во времена отсутствия перечисленных возможностей устанавливали культурные связи на государственном уровне между регионами, чтобы разные люди могли увидеть не только отдельные произведения художников, но и сформированную выставку, как целостный контекст, как высказывание, как общественный срез и наглядность процессов в современном искусстве. Эти же выставки были источниками первоначальной информации для пополнения сборников местных музеев произведениями современных художников. С этих выставок, как правило, происходил отбор произведений; закупка которых производилась Министерством культуры опять таки через ДХВУ (исполнительный орган), но к экспертно-закупочной комиссии приглашали сотрудников других профильных организаций, состав комиссии периодически менялся. И система работала. Сейчас музеи вообще лишены государственной поддержки по закупке произведений, вынуждены довольствоваться дарами авторов или их родственников и потомков, не имея возможности проводить соответствующий отбор и значит, формировать коллекцию на достойном уровне. И эта проблема не решается. Можно много говорить о недостатках прошлой системы, но лучшей никто не предложил. Имеем то что имеем – замалчивание этой проблемы, как несуществующего, перекрывания более важными – как то война, опять таки официально не признана.

Для экспонирования произведений современных художников в Киеве ДХВУ на волне «оттепели» получила постоянную адрес и специально оборудованный выставочный павильон. Постановление № 672 Совета министров УССР от 20 июня 1956 года «О создании в Киеве республиканского выставочного павильона» утвердила сроки, смета, этапы реконструкции здания (бывшие гаражи, от которых отказался Кабмин) по ул. Октябрьской революции 5 (впоследствии вул. Институтская, 3) под выставочный павильон. Открытие планировали на 1 мая 1957 года, выполнение работ было возложено на Главкиевстрой, Минкульта выделено 600 тыс. руб. Подробно история бытования именно павильона, с уничтожением которого история существования организации, разумеется, не закончилась, но был исчерпан лимит доверия к новой власти, – освещена в газетных статьях сэр. 1990-х гг. и многочисленных внутренних документах, переписке между ДХВУ и Органами Власти. Резонансным и наиболее существенным можно назвать материал Г. Местечкина «Когда ошибка хуже чем преступление»[7]. Метафорический заголовок – цитата наполеоновских времен – метко характеризовал современную ситуацию. Дело в том, что следующая реконструкция действующего Республиканского выставочного павильона была начата в 1987 г. на волне великой «перестройки», которая охватила страны соцлагеря. В 1991 г. реконструкция приближалась к завершению, но финансирование внезапно было прекращено новой властью. Постановлением Кабмина Украины от 21 марта 1995 г. № 201 «Об обеспечении проведения протокольных мероприятий на высшем государственном уровне» павильон переведены в собственность органа исполнительной власти. «Чтобы завершить его реконструкцию за четыре года, средств, по сути, не было, а на «корректировка проектно-сметной документации и другие работы, связанные с этим, в соответствии с пунктом 4 постановления, хозяйственному управлению Кабмина выделяется 80 млрд. руб. Постановлением также поручается Минпромполитики изготовить специальные «мебель, паркет, другие изделия и оборудование». И это все должно быть профинансировано «за счет резервного фонда Кабмина Украины»», – отмечает Г. Мєстєчкін. В газете «Культура и жизнь» от 29 марта того же года содержится открытое письмо к Л.Д. Кучмы от интеллигенции относительно предотвращения «переорієнтаціі» и завершения достройки павильона. Обращение поддержал тогдашний в.а. минкультуры М. Яковина, павильон удалось отстоять до октября. Но, когда Кучма подписал указ Президента о создании Минкультуры Украины, начала действовать постановление Кабмина. Очередное обращение, подписанное В. Чепеликом и А. Чебыкиным, подано 12 октября. 13 октября на пленарном заседании ВР народный депутат М. Косов (председатель Комиссии по вопросам культуры и духовности) обратился с запросом к премьеру Есть.Марчука, указав на недопустимость исполнения постановления от 21 марта 1995 г., запрос поддержал председатель ВР Е. Мороз. 16 октября заместитель министра культуры. Кравченко издал приказ № 498 на выполнение одиозного постановления Кабмина: передать дом в собственность Кабмина до 27 октября. Назначен министром культуры Д. Остапенко пропустил этот факт мимо внимания. Комиссия ВР 18 октября повторно рассмотрела постановление и приказ. Комиссия расценила постановление кабмина как факт «ограбления украинской национальной культуры»[8]. В 2001 году история с павильоном приобретает новые обороты, о чем читаем в заметке С. Левандовского «Законсервированное «печерское Бельмо»»[9]. В конце января 2000 года по распоряжению Кабмина и решением Киевгорсовета павильон передан в коммунальную собственность территориальной общины Киева. В феврале 2001 года группа художников – Л. Жоголь, А. Скобликов, Н. Бабенко, С. Нечипоренко, А. Музыка, А. Лопухов попытались «отбить» помещение. Обратились в М.Г. Жулинского с просьбой создать Национальный художественный центр Украины и вернуть его ДХВУ. Ответа от Жулинского, как и от Кучмы художники не дождались. В то время дирекция располагалась на Саксаганского 63/28, для фондохранилища (около 9 тыс. произведений постоянной коллекции) Минкульт снимал помещение на комбинате «Художник». Надо вспомнить, что фонды переезжали не один раз, они размещались в церкви на Подоле, и в бывшем музее Ленина, теперь – Украинском Доме, и на улице Кавказской… Госчиновники, которые впоследствии и сотрудников выселили в их последний приют – художественный комбинат, знали о неприспособленность помещений (неотапливаемые, не вентилируемые). Письма с ламентаціями по поводу противоправных действий подали В. Омельченко, тогдашнему городскому голове, тот переадресовал претензию первому заместителю начальника управления имуществом города Киева Л. Мищенко, который, в свою очередь, лишь сообщил о нерешенности вопроса. По свидетельству корреспондента, когда он сам посетил место долгостроя там стоял щит с надписью «Строительство корпуса Национального художественного музея Украины» (16 залов общей площадью 5000 кв. м. и подвалы площадью 1000 кв. м).

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Л.Жоголь на открытии выставки «Семейный портрет» в НЛМУ.2012

Читая все эти бесконечные в черновиках и оригиналах накопленные за 20 лет письма и постановления по поводу разделения павильона по Институтской и дальнейшей судьбы ДХВУ (выселение на вул. Саксаганского, а оттуда – на художественный комбинат), удивляешься терпению всенародном и творческой интеллигенции. Менялись президенты, премьеры, министры, директора, появлялись новые претензии на это здание (как то безосновательные претензии НХМУ), и, в конце концов дело закончилось тем, с чего началась – кровопролитием[10] на месте сейчас бесследно уничтоженного дома, где должны были презентовать современное украинское и мировое искусство. Действительно, «акция» стоит той анти-эстетической и анти-этической программы, которую фактически пропагандирует наше «актуальное» искусство. Памятник борцам за свободу новые чиновники ставить не спешат, родственники погибших сами основали мемориал на Институтской. Мемориал неоправданным надеждам.

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Проект «Исторические фигуры будущего». ІПСМ. 2010

Выставки «во славу» Ленина (культ которого снова «ожил» в конце 1950-х как противопоставление культа Сталина), партии, ВЛКСМ, к юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции в практике ДХВУ в течение второй половины ХХ века. были данью режиму за возможность работать и делать свое дело, относились к ним без фанатичного пафоса, по возможности трезво, высмеивая анекдотами вроде таких, когда художник перед худсоветом представлял скульптуру вождя с двумя кепками: одна в руке, другая на голове. Рядом с ними проводили выставки украинского ковра (1979), украинского плаката, украинской керамики, украинского декоративно-прикладного искусства, украинской живописи и графики, юбилейные Леси Украинки (1969, 1971) и Т.Г. Шевченко (1962, 1964 – в Москве), персональные выставки украинских художников, выставки художников театра и кино. Среди разрешенных зарубежных можно назвать выставку польского искусства в Украине (1955), выставка эстонской графики (1962), выставка украинской советской графики в Риге (1963), Дни украинской литературы и искусства в Узбекистане (1965), декаду украинской литературы и искусства в РСФСР и в Туркмении, выставку музыкальных инструментов Германии (1969).

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

И.Драч и М.Жулинский на открытии выставки «Лауреаты Шевченковской премии». Хлебня,София Киевская. 2011.

К концу 1970-х гг. имена вождей и советские аббревиатуры постепенно исчезают с выставочной документации, как и из названий художественных произведений. И хотя в отчете за 1981 год отдельным пунктом вынесена внезапное упоминание о собрание коллектива по поводу речи Л. Брежнева в последний его юбилей – и то наверное единственный штрих к картине политических настроений в организации, трактовать который можно двоїсто. Кроме того, что это был знаковый год покушений на Рейгана и Папу Римского Иоанна Павла второго, год, в который было убито египетского президента Садата, год Ирландского голодания, это также был год легендарной выставки в ГМИИ «Москва-Париж», на которой, фактически впервые, показали в таком объеме не только западное искусство, к тому запрещенное в СССР, но и русский авангард. Конечно, до того были большие выставки западных художников, только «разрешенных». Некоторые из них, как, например, организованная в 1972 году выставка А. Бурделя, которая доехала не только до Москвы, но и до Киева, была экспонирована в том самом Республиканском выставочном павильоне. Среди иностранных выставок, проводимых ДХВУ УССР, одна из самых знаковых – Всемирная выставка в Монреале «ЭСПО-67» (1967). Уже третий день эту выставку посетило рекордное количество зрителей – 569 тысяч; за все время выставки Советский павильон был первым по числу посетителей – 12 миллионов. В 1983 году состоялась еще одна выставка украинского искусства в Монреале. В «ЕСКПО-98» (Лиссабон, Португалия) Украина принимала участие уже как самостоятельное государство.

Долгожданная и наконец завоевана Независимость открыла горизонты следующим содержательным мероприятиям: Фестиваль искусств «Хортица» к 500-летию украинского казачества (1991), выставка украинского искусства в г. Нью-Хейвен (США, 1992), «Современная украинская живопись в американской перспективе» (1992), выставка украинского изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства и икон в г. Страсбург, Сент-Этьен де Рувре и др. (1994), «Художественное ремесло Китая» (1995), выставка украинского народно-прикладного искусства в Пекине (1996), «Современное искусство Баварии» (1998, НХМУ); Дни Украины в Швеции, Дни культуры Украины в Германии и во Франции (1999). ДХВУ первые и впервые после долгих лет забвения презентовали широкой общественности в полном объеме произведения авангардиста К. Редька (1991), диссидентки Аллы Горской к 25-летию со дня ее гибели (1995), бойчукіста Г.И. Синицы (1996). Событиями в украинском художественном жизни стали выставки эмигранток, которые не потеряли украинской идентичности, Аки Схватки и Эммы Андиевской (1993), предпринимателя и художника-абстракциониста Николауса Хипа (1990)[11], польского художника-иконописца Ежи Новосельского (Украинский Дом в Киеве, 1995-1996 гг.); масштабные выставки украинского гобелена (1993, Бельгия; 1995, Украина) и выставки в рамках культурно-художественных праздников «Качановский музы» (2005) и «Лесина осень» (Ялта, 2002) и на 140 лет со дня рождения Леси Украинки (Луцк-Колодяжное, 2011) .

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

 

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України

Появляются новые периодические проекты: «Живописная Украина» (ежегодная, с 1994), «Щедрость родной земли» к Пасхе, «украина, Украина, славный край казачий!», «Дорогами творчества», «Творческие семьи», «Исторические фигуры будущего», «Единственно моя Украина», «Молодые украинские инспирации». Под грифом «Выдающиеся художники ХХ века» состоялись большие персональные выставки выдающихся мастеров украинского искусства Т. Яблонской, С. Шишка, В. Пузыркову, В. Непийпиво, В. Франчука, М. Глущенко. Следуя традиции, к каждому проекту, ДХВУ выдает печатную продукцию: афиши, приглашения, каталоги, буклеты, и прочее.
Пройдені рубежі: до 80-річчя діяльності Дирекції художніх виставок України В.Сидоренко, Есть.Крутоголов, А.Говдя на открытии выставки ДХВУ в ІПСМ.

Не смотря на все преграды: ДХВУ неоднократно «переселяли», лишили собственного помещения, человеческих условий труда, пригодного фондохранилища, центрального отопления, технической поддержки и т. п – это все показания общего отношения госчиновников к культуре, которое, кажется, не изменилось со времен военного коммунизма и геноцида культуры, который мы изо дня в день наблюдаем, – сотрудники продолжают работать на ниве развития национального искусства.

 

К.Мамаева.

(Статья написана в декабре 2015, переданная в «Образму», напечатанная в последнем номере за 2016)

 


[1] ЦГАМЛИ Украины, Фонд № 665, оп., предисловие, арк. 1

[2] ЦГАМЛИ Украины, Ф. №665.

[3] ЦГАМЛИ Украины, ф. 665 , оп. 1, ед. зб. 2, арк. 1, оригинал

[4]ЦГАМЛИ Украины, ф. 665 , оп. 1, ед. зб. 2, там же, арк.7

[5] ЦГАМЛИ Украины, ф. 665 , оп. 1, ед.зб.9, арк.8, оригинал.

[6] ЦГАМЛИ Украины, ф. 665 , оп. 1, ед.зб.142 арк.18, заверенная копия

[7] Мєстєчкін Г. Когда ошибка хуже чем преступление…// Время. — 1995. — 3 ноября. — с. 11; Мєстєчкін Г. А письмо к Президенту ждет ответа. // Вечерний Киев. – 1995. – 26 декабря.

[8] Косов М. Решения Комиссии Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности (от 19 октября 1995) // Культура и жизнь. – 1995. – №43 (3722). – 1 ноября. Комиссия признала, что Постановление Кабмина №201 от 21 марта 1995 г. принята с нарушениями статьи 21 Основ законодательства Украины о культуре и статье 14 Закона Украины о музее. Обращение Комиссии к действующему Президенту Л.Д. Кучмы об отмене Постановления Кабмина осталось без ответа.

[9] Станислава Левандовский «Законсервированное «печерское Бельмо»» // Украинская газета. – 2001. – №206. – четверг, 26 июля.

[10] Ведь ни для кого в Киеве не секрет, что в 1930-х Институт благородных девиц стал убежищем для НКВД, со всеми вытекающими последствиями.

 

[11] Nicolaus Hipp / Электронный ресурс. – режим доступа: http://www.nikolaus-hipp.de/

Источник

Добавить комментарий