В Волынском краеведческом музее открылась выставка «Радзивіллівська коллекция (из фондов ВКМ)». Всех кто желает узнать о жизни, быте и повседневности волынской шляхты, а также об истории самого известного рода современной Волыни – Радзивиллов, ждем в рабочее время, – приглашают на странице музея в Facebook.
На выставке также представлены реконструированные костюмы зажиточной шляхты XVII века. Автор костюмов Ирина Погоржельська, научный сотрудник Охранной археологической службы Института археологии НАН Украины.
Первое летописное упоминание города Олыка является спорной и датируется 1149 годом на страницах «Повести временных лет». С 1533 года город переходит во владение князей Радзивиллов. Радзивиллы – мощный литовско-польский род, который проживал на территории Западной Украины в течение четырех веков. Почти каждый из членов этой знатной семьи оставил заметный след в политике, культуре, военном и хозяйственном деле.
В конце XV века Ян Радзивилл через брак с Анной Кішанкою, дочерью луцкого старосты Кошки, стал землевладельцем Олики. Его потомок Николай Радзивилл «Черный» в 1547 году от императора Карла V получил княжеский титул, утвержденный в 1549 году королем Сигизмундом II Августом. После его смерти владения разделили между его сыновьями. Владельцем Олики стал Станислав Радзивилл. В 1540-1564 годах в Олыке строится замок с четырьмя бастионами, на месте предполагаемого размещения древнерусского городища, который выполнял функции не только оборонительного сооружения, но и резиденции княжеской семьи. Того же 1564 года Олыка становится городом и получает магдебургское право.
Первую деревянную церковь на месте существующего ныне костела Св. Троицы был построен в 1588 году при содействии князя Станислава Радзивилла, И-го олыкского ордината и великого маршалка литовского, которого Петр Скарґа убедил отойти от кальвинизма и стать католиком.
Наивысшего расцвета город достигает при правлении Альбрехта Станислава Радзивилла, Великого канцлера Литовского, фундатора костела Св. Троицы. Вместе со своим братом Николаем Христофором «Сиротой» учился в Виленской академии, а позднее в европейских университетах. С 1613 года Альбрехт Станислав Радзивилл представлял Волынское воеводство в польском сейме. Новый каменный костел построили в 1635-1640 годах в основном за счет пожертвований Альбрехта Станислава Радзивилла. Он считался тогда самым красивым храмом Волыни. Проект храма принадлежит итальянцам Бенедетто Молли и Джованни Маливерна. Свой вклад в строительство внесли также скульпторы Мельхиор Эрленберг и Михал Германус.
Костел, освященный в 1640 г. луцькм епископом Анджеем Гембицьким, через год поднят до ранга коллегиального. В 1638 году основатель костела основал при костеле коллегию (коллегиум) – филиал Замойской академии и духовную семинарию. Капитула олицкой коллегии просуществовала до 1945 года. После освящения к крипт костела были перенесены останки владельцев Олики, что были похоронены рядом костела Петра и Павла, который существовал здесь ранее. В начале 90-х годов ХХ века. костел передан верным Римско-католической церкви.
Внимание общественности в конце 2016 года было привлечено к проведенного междисциплинарного исследования в криптах костела Св. Троицы в пгт Олыка Киверцовского района, во время которых были найдены уникальные движущиеся памятники. Таким «бриллиантом в пепле» стали так называемые «трунні» портреты основателя костела Альбрехта Станислава Радзивилла, великого канцлера литовского на протяжении правления трех королей Речи Посполитой, и его жены Анны Кристины Любомирской. Мужской портрет состоит из двух частей: основы с княжеской короной поддержанной маленькими ангелами (пути) и портрета прикрепленного на штифтах. Изготовлен из серебра, тисненый.
Атрибуцию проведено на основании работы Питера Данкерса где Рей «Портрет Альбрехта Станислава Радзивилла», написанного в 40-е годы XVII века. Сам художник является представителем голландской школы живописи, работал в Италии, около 1640 года переехал в Гданьск, а позже до Варшавы. Упоминается как придворный художник короля Владислава IV, очевидно в то же время было написано и ростовой портрет великого канцлера литовского. Загадкой остается, кто именно изготовил портрет А. Радзивилла, ведь как вспоминает в своей книге Ромра funebris др. Юлиуш Гросицки авторы таких портретов не афишировали своей работы. Из описания клада костела сделанного С. Томковичем в 1920-е годы, известный надпись «…Albert Stanisław Radziwiłł zm. 1656, mając lat 64; pamięć jego czci żona, Krystyna Anna Lubomirska». Понятно, что такая надпись к портрету должен был быть сделан за жизнь княжны, а она умерла в 1667 году. То есть датой изготовления портрета является 1656-1667 года. Поскольку изображение полностью воспроизводит лицо князя с работы Питера Данкерса где Рей, можно предположить и его авторство, однако сам художник погиб во время разбойного нападения в 1661 году вблизи Свободно.
Среди предлагаемых к осмотру вещей на выставке представлены произведения живописи, среди которых впервые после реставрации выставлено полотно неизвестного автора «Венчание князя Николая Радзивилла с Екатериной Гонзаго».
Это произведение иллюстрирует историческое событие, состоявшейся в Вене в 1553 году. Николай Черный Радзивилл, как великий канцлер, представлял короля Сигизмунда II Августа на церемонии «предыдущего венчания» с дочерью императора Священной Римской империи Фердинанда И.
Выставка будет действовать до 31 декабря 2017 года.