Размышляя о будущем львовской галереи искусств

Роздумуючи про майбутнє львівської галереї мистецтв

Прошел год, как Вячеслав Кириленко назначил первого из пяти директоров национальных музеев ключевых учреждений в деле национально-патриотического воспитания». После а. Юрия Бойко в Пирогово, 5-летние трудовые соглашения были подписаны с руководителями Национального музея истории Украины, Национальных заповедников «София Киевская» и «Быковнянские могилы», Мемориала жертв Голодомора — во всех случаях с игнорированием предложения профессионального сообщества относительно проведения открытого конкурса на замещение должностей директоров музеев. Апелляция чиновников сводилась к отсутствию законодательной базы по этому вопросу.

За это время в результате давления общественности и ее сотрудничества с народными депутатами, появился Закон «О внесении изменений в некоторые Законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального заведения культуры», проголосованный Верховной Радой 28 января 2016 года. Его наличие, даже на этапе законопроекта, обеспечила неназначение в ручном режиме директоров в две другие ключевые учреждения – Национальный художественный музей Украины и Львовскую национальную галерею искусств имени Б.Г. Возницкого, поскольку были предназначены«.а.» с формулировкой «до проведения конкурса». Но если вопрос выбора главы НХМУ пока лежит в папке ожиданий, то Галерея уже затаила дыхание.

В конце декабря прошлого года Министерство культуры Украины обнародовало состав Комиссии по подбору кандидатур на должность генерального директора галереи, чем уже традиционно не удивило профессиональное сообщество. Делегаты, предложенные к Комиссии Музейным советом и Президиумом Украинского национального комитета ICOM (по просьбе того же министерства), в ее состав не попали, что противоречит новому закону и на что обратила свое внимание Президиум в письме к Вячеславу Кириленко. Также, как считает народный депутат, один из авторов закона, «в ней [комиссии – авт.] явно многовато прямых или аффилированных действующих и бывших представителей власти — с советником Премьера аж пять, три депутата ВР, при всем уважении, лица, имеющие авторитет в области теоретической физики и прав человека… Мне не известно, кто является специалистом по подбору персонала, потому что мало просто ходить в галереи или любить музее, мало также для генерального директора просто быть узким специалистом по музейному делу, стоит осознавать, что избирается руководитель крупного учреждения со всем грузом административной и профессиональной ответственности, который должен качественно работать со своей командой и быть готовым к внешним вызовам».

Специалисты Управления музейного дела и культурных ценностей не исключают, что комиссия, сформированная до принятия «Закона о конкурсах» может быть ликвидирована и сформирована согласно прописанных в законе принципов. В конце концов, этого ожидает и все профессиональное сообщество. И как будет – неизвестно. Потому и закон еще ждет подпись Президента.

Но несмотря на то, какая Комиссия будет принимать решение, «старая» или вновь созданная, сначала она должна утвердить регламент работы, сформировать квалификационные требования к претендентам, объявить открытый конкурс на должность директора и только после этого приступать к работе. Поскольку задача, которая будет стоять перед ней в любом составе, пожалуй самое трудное за всю историю украинского музейного дела: выбрать директора для самой уникальной музейного учреждения страны.

Особенность Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого заключается в том, что под одной «крышей» объединены 17 больших и меньших музейных комплексов, небольших музеев, которые работают как отдельные отделы или секторы, здания которых являются памятниками национального значения, и размещены они по всей территории Львовской области и в самом Львове.

Речь о:
— «Европейское искусство XIV-XVIII вв.»,
— «Европейское искусство ХІХ-ХХІ вв.»,
— «Часовня Боимов»,
— Музей «Искусство древней украинской книги»,
— Музей «Русалка Днестровская»,
— Музей древнейших памятников Львова,
— Музей «Львовская барочная скульптура XVIII века. Творчество И.Г. Пинзеля»,
— Музей-мастерская Т. Бриж,
— Музей модерной скульптуры М.Дзындры,
— Музей-заповедник «Олеский замок»,
— Музей-усадьба Н.Шашкевича,
— Музей «П’ятничанська башня»,
— Музей Ивана Выговского,
— Музей «Жолковский замок»,
— Музей-заповедник «Золочевский замок»,
— Музей-заповедник «Подгорецкий замок»
— Музей истории Жидачівщини.

По данным Министерства культуры Украины, совокупно фонды галереи насчитывают 63,6 тыс. единиц хранения. В деле их хранения, исследования и популяризации заняты 293 сотрудники, которые в год принимают около 423 тыс. посетителей (данные за 2015-й год). Годовой бюджет галереи составляет 18 млн. грн., четвертую часть которого отделы-музеи зарабатывают самостоятельно, за счет платных услуг для посетителей.

Коллекция галереи начала формироваться на рубеже ХІХ – ХХ вв. и сегодня представляет весь спектр художественной истории человечества. Ее жемчужинами, бесспорно, является творчество скульптора XVIII века. Иоанна Георга Пинзеля и батальные полотна Мартино Альтамонте, дискуссия относительно экспонирования которых не утихает в обществе и до сих пор. Художественной весы собранию добавляют работы итальянских мастеров XVI ст., работы Хосе де Рибера, Рубенса, караваджистів, Лукаса Кранаха Старшего, польских и французских импрессионистов. Отдельные группы составляет прикладное искусство, храмовая скульптура и сакральная живопись, в годы советского атеизма спасенный Борисом Возницким от уничтожения. В музейных стенах Борис Григорьевич накапливал все, в чем видел большую или меньшую ценность, что могло погибнуть в ритуальном коммунистическом костре. Впоследствии бок о бок с ним в этом деле становились и другие музейщики. Но несмотря на наличие 17 отделов, большой проблемой является отсутствие площадей для экспонирования, а затем 90% артефактов находятся в фондах (как и во многих других музеях), что лишает их возможности «работать».

Среди отделов есть музеи с профессиональными постоянными экспозициями, возле которых туристические автобусы стоят с самого утра, не взирая на погодные условия. А есть и такие, которые работают за счет временных выставок, или же не используют и их, как отреставрирована в 1991 году башня XIV века. в Пятничанах. Девять музеев расположены в пределах Львова, а остальные восемь – на расстоянии от 30 (Жовква) до 88 (Подгорцы) км. И если турист без собственного транспорта без проблем может доехать в Вишневое или Жовкву, то дорога в Музей Выговского в Рыжие или Музей Шашкевича в Подлесье через несовершенное транспортное сообщение может занять полдня. То же самое касается и проезда в администрации галереи.

Исходя из всего перечисленного, Львовская национальная галерея искусств, в 2013-м году названа именем Бориса Григорьевича Возницкого, сегодня чрезвычайно сложный организм, управление которым ежегодно требует все больших усилий. И дело не в одном имени директора.

Откровенно отвратительными выглядят публикации последнего месяца, авторства и заказ как минимум двух известных кандидатов на должность директора, которые обвиняют действующую дирекцию в плохом менеджменте. При этом как стороннему читателю хочется спросить: почему одна работница не выполняет свои функциональные должностные обязанности в том же отделе, где она разоблачает недостатки, а другой интеллектуальный галичанин лишь критикует, во сне сажая себя в кресло на Стефаника, 3, вместо помогать, во имя той же памяти и уважения?..

Состояние музеев Галереи не отличается от других музеев и достопримечательностей . Это свидетельство системного, мировоззренческого кризиса и кризиса культуры. Реставрация зданий, построение современных фондохранилищ, экспозиционных пространств – это задача первой необходимости. Это должен четко понимать не только каждый, кто будет подавать заявку на конкурс, но и каждый член Комиссии, неся персональную ответственность за свой голос.

Именно поэтому во главе галереи должен стать генеральный директор, поскольку позорная приставка«.а.» — это очередной чиновничий прием по унижению человеческого достоинства. Во-вторых, этот генеральный директор должен быть избран исключительно на основе конкурса. Я очень уважаю Ларису Борисовну Разинкову, ценю ее титаническую работу в течение последних 4-х лет, понимаю и поддерживаю львовскую интеллигенцию и буду искренне радоваться и приветствовать ее в случае победы. Но в конкурсе. Потому что конкурс – это легитимизация, это обеспечение безопасности, в первую очередь для избранного кандидата, от дальнейших инсинуаций и обвинений. Именно сегодня, именно в нашей стране, это последний шанс избавиться от непотизма – засилье непрофессиональных непояснюваних непрозрачных назначений руководителей во все государственные учреждения, от чего уже просто трясет и тошнит всю страну, и культурную сферу в частности. В-третьих, этот избранный директор должен быть Профессионалом.

Поскольку традиция призвания руководителей даже в Украине имеет глубокие исторические корни, кое-кто из экспертов допускает, почему бы не помечтать о этот вариант, мог бы стать беспрецедентным случаем в музейной сфере. Тем более, что весь мир этим уже давно пользуется. В 2015-м году Британский музей возглавил Хартвиг Фишер, экс-директор Государственных художественных собраний Дрездена. Он не стал первым иностранцем-руководителем в Великобритании, поскольку в течение последнего времени последняя привлекла многих иностранцев для управления ведущими музейными учреждениями страны: немец Мартин Рот руководит Музеем Виктории и Альберта; Габриэле Фіналді недавно оставил музей Прадо в Мадриде, чтобы запустить Национальную галерею в Лондоне; Николас Кулінен был приглашен из Музея Метрополитен для работы в Национальной портретной галерее. Весь художественный мир в 2015-м году также следил за Италией, где в конкурсе на замещение должностей директоров 20 ведущих музеев країниперемогли 7 иностранцев (3 гражданина Германии, 2 – Австрии, 1 – Великобритании и 1 – Франции). И самое главное, что все они являются искусствоведами, археологами, менеджерами в сфере культуры – то есть, Специалистами. В Законе Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального заведения культуры» нет ни одного пункта об ограничении доступа нерезидентов Украины к конкурсной процедуры. Следовательно, где-то глубоко в душе я мечтаю, что успешный менеджер с опытом захочет принять этот вызов, бросит все и приедет во Львов. Но рацио говорит, что так не бывает. И в своем огороде работать должны мы сами.

Основные требования к кандидату пропишет Комиссия. Одна или другая. Я же обратилась к специалистам с вопросами , . Один из них – начальник Управления музейного дела и культурных ценностей ТКУ, но с 9-летним опытом управления заповедником «Тустань» Василий Рожко, который является практиком с ценным опытом, от того, как писать план развития и организации уборки территории и резонансного исторического фестиваля. Другой эксперт – Зеновий Мазурик, музеолог, с опытом чиновничьей и музейной работы.

«Главный совет для всех претендентов – осознать ответственность за наследие Бориса Григорьевича Возницкого. Директор должен сформировать команду и думать о стратегии развития музея. Теоретически осмыслить мировой опыт, обобщить его и выработать стратегию для украинского музея. Для этого пригласить несколько посторонних экспертов, стейкхолдеров, и работать, не покладая рук. Сделать SWOT-анализ, знать слабые и сильные стороны, разработать приоритеты и первые шаги для Львовской национальной галереи искусств как СОВРЕМЕННОГО музея. Потому что нельзя жить старым багажом! Коллекция галереи имеет сильный потенциал, но людей для работы с ней надо искать. Возможно даже пересмотреть целесообразность существования такого великана… Сейчас местные бюджеты будут формироваться иначе, там будет больше денег, может есть смысл передать часть музеев на местные балансы… Выговский для местных – это клад, это туристическая достопримечательность, а для галереи это груз, который далеко находится. ..

Второе направление работы – это интеграция в европейский процесс через институции, которые хотят видеть нас партнерами. Большая часть наших памятников – то есть общее наследие. Пидгирцы, Жовква… Пока мы сами будем учиться, в Центральной Европе есть коллеги, которые готовы нам помогать, надо лишь создавать для этого условия», — убежден .

« Штат Галереи – 293 единицы. Это армия, с которой можно идти в бой и выигрывать его. И в этом сражении с современностью Галерея должна стать украинским Лувром. Заведением, который будет мечтать увидеть каждый европеец, объектом паломничества на мировом уровне. Поэтому галереи нужен целостный подход как к неоціненого и спрятанного сокровища, который надо почистить, присмотреть, вынести на люди и это должна делать команда специалистов высочайшего уровня, и целиться надо исключительно на мировой уровень! Галерея – это заведение, которое генерирует смыслы, который поднимает вопрос на международный уровень, который продвигает гуманитарную науку. Поэтому не очень принципиально, все специалисты в штате, но они должны быть привлечены как консультанты, на уровне соглашений или аутсорсинга.

Директор как руководитель должен формировать видение развития, но он не может делать всего. Его задача привлечь специалистов во всех отраслях, к которым причастен музей. Большая работа директора заключается в подборе специалистов. И здесь не нужно чтобы все стали друзьями. Это не семь`я. Но все должны быть единомышленниками, работать на один результат. А директор должен создать все условия. Теоретически директором Галереи может быть куратор, искусствовед, а может и специалист из другой отрасли, человек, который имеет опыт международного сотрудничества и успешные проекты. Или обязательно с музейным образованием? А музейное образование в Украине сегодня это та, на которую мы должны опираться??!! Кто не знает, как сейчас выглядят курсы повышения квалификации?..

Очень важна профессиональная порядочность кандидата. Это может быть человек, проживший долгую жизнь, имеет опыт и ресурс сотен влиятельных контактов, которая сама сделала много проектов, так и человек, возможно еще только начинает путь, сделала 1-2 яркие проекты, но очень четко представляет, как это мыслить не в масштабах страны, а мира, как работать и имеет для этого потенциал. Самое главное, это должен быть человек, который будет иметь достаточно мудрости, чтобы не развалить то, что уже построено, творчества, креативности и жизненной энергии, чтобы заниматься развитием, которая сможет пройти через интриги и ссоры и достигнет поставленной перед ней обществом задачи», — считает .

Напоследок лишь хочется надеяться, что те люди, от которых зависит судьба Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого, прочитают эти советы. Гражданская позиция каждого и неутомимость даже в самых маленьких делах будут лучшим почитанием памяти Героя Украины Бориса Григорьевича Возницкого в год его 90-летия.

Источник

Добавить комментарий