СОЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ КТО ПОЗАБОТИТСЯ О НЕВЫЕЗДНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ?

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

В Украине все больше музеев работает с группами людей с особыми потребностями. Особенно с детьми. Эта инициатива держится прежде всего на энтузиазме работников и глубинном понимании команды музея его миссии и роли в обществе. Эта работа требует не только дополнительных усилий, внутренней работы (например, подбор материалов, работа с коллективом) или внешней (привлечение соответствующих групп), но также дополнительных знаний и навыков.

В Польше, чей музейный опыт в сфере работы с детьми я сейчас исследую, детские группы очень активно посещают музеи. На семейные занятия в музей тоже записываются тысячи семей, а попасть могут десятки в связи с очевидной ограниченностью музейных ресурсов. Дополнительно проводить выездные музейные занятия в школах или садиках музейные педагоги не считают целесообразным — наоборот, поощряют детские группы прийти в музей и увидеть «живые» экспонаты.

Среди взрослых и детских групп, которые посещают музей, бывает немало лиц с особыми потребностями. В Национальном музее Варшавы, например, раз в месяц проводятся занятия для незрячих, для людей с недостатками слуха, а также для детей со спектром аутизма.

Отдельно себе могут заказать экскурсии на выбранную тему группы людей разного возраста с интеллектуальной неполноценностью или из сред социальной адаптации (например, временного приюта для подростков, или взрослых лиц, которые имеют определенные жизненные проблемы). Королевский дворец в Лазенках предлагает по 3 разные занятия на выбор для групп разного возраста: незрячих, с нарушениями слуха, с интеллектуальной или двигательной неполноценностью. Немало других музеев имеют похожие предложения. Время вход бесплатный, время со скидкой, а время — на общих основаниях.

Есть только несколько групп, ради которых музейщики готовы регулярно выезжать вне стены музея. Прежде всего, это дети, которые не имеют возможности прийти в музей. В больницах, в школах-интернатах для лиц с особыми потребностями, в приютах или колониях. Музей истории польского еврейства (ПОЛЕНЬЕВ) регулярно выезжает в школьные отделения при больницах, предлагая для них 5 разных занятий на выбор. Отвечает за это сотрудник образовательного отдела, Анна Дибала, которая время от времени на музейной машине перевозит материалы для занятий и проводит их в больницах Варшавы и за ее пределами.

«У нас такой лозунг: если не можешь прийти в Музей ПОЛЕНЬЕВ, то музей придет к тебе, — говорит Анна Дибала. — Самое важное в этой работе для меня то, что я могу креативно и с пользой провести время детьми и молодежью в больницах. Что могу им принадлежать, что отвлекаю их от больничной обыденности. То, что меня больше всего удивляет в этом проекте — это большая впечатлительность и открытость детей в больницах».

Оплата материалов, времени музейных педагогов на подготовку и проведение занятий, средства на добирание — все это расходы, на которые надо найти финансирование. Работники отдела образования Национального музея Варшавы писали грантовые заявки и искали их за пределами музея. Им удалось найти средства на этот проект 4 раза в разные годы от разных организаций. За это время проект видоизменялся, обрастал новыми темами, получил возможность сопровождения сурдопереводчика. Всего было проведено около 200 позамузейних занятий.

Этот проект называется «Выездной музей» или дословно: «Музей на вынос», руководит проектом Анна Кнапек. Вместе с Анной музейные педагоги разработали пять занятий на различные темы из сферы искусства, помня о том, что за пределами музея можно сделать больше, чем в его стенах — например, яичные краски собственноручно. А тогда идеи были переданы дизайнерам, чьей задачей было создать чемодан с очень выносливыми материалами, которую можно возить до школ и других учреждений для проведения занятий. Материалы и действительно очень выносливы, но больше всего меня поразил их вес — каждый чемодан очень трудно поднять, а колесиками не везде проедешь… Музейные педагоги в Нацмузее — это в основном молодые девушки, которые этот чемодан возили городским транспортом в разные уголки Варшавы. Очевидно, это общая черта музейщиков мира — сразу перед глазами украинские коллеги с тяжелыми носилками на фестивалях.

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

Среди занятий «Выездного музея» является «Игра в детектива» — когда «портрет» порезаны на куски и обратно вторым боком, а под каждым куском есть определенные объекты-намеки, кем была личность на портрете, чем обладала и что любила. Открывая отдельные куски дети пробуют разгадать какие-то детали о портретируемого.

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

На занятиях можно создать собственную «Мастерскую художника» — делать краски и упражняться в эскизах — эти два первые занятия оказались самыми популярными среди участников. Можно также в форме игры заключить выставку из тех предметов, которые достались группе и рассказать что-то о них («Музей. Создай его сам!»). Можно поближе познакомиться с работой археолога и даже поискать ценные объекты под несколькими слоями почвы», в игровой способ изучая орудия, которые используют археологи («Тайны археологии»). А еще можно познать секреты скульптора — как с какими материалами работать, сколько надо иметь силы и выдержки, как пользоваться различными інстументами скульптора и создать собственный объект.

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

СОЦІАЛЬНИЙ МУЗЕЙ АБО ХТО ПОДБАЄ ПРО НЕВИЇЗНИХ ВІДВІДУВАЧІВ?

«Самое трудное в этом проекте для меня как его координатора была смена роли — что я сама не вела занятий, — говорит Анна Кнапек, руководитель проекта «Выездной музей» в Национальном музее Варшавы. — «И еще было трудно подобрать едукаторів, которые будут вести занятия. Потому что эти люди должны хорошо разбираться в предмете, быть емпатичними, гибкими, уметь вести занятия как с детьми, так и со взрослыми…»

С чего, по сути, вытекает многозадачность музейного педагога, владения различными навыками. Очень важно, когда одну из главных черт здорового общества — «поддержи и помоги слабому» (в отличие от нездоровых: «самоствердся за счет более слабого») формируют и питают именно музеи.


Источник

Добавить комментарий