Современные художники покажут проект-размышление о нас и Другого

Сучасні митці покажуть проект-роздум про нас та Іншого

14 июня в 19.00 в Институте проблем современного искусства (г. Киев, вул. Есть. Коновальца, 18Д) состоится открытие выставки «Стадия зеркала».

Художники: Антон Логов, Ольга Рассказова, Ирина Агаркова, Елена Коэн, Анна Тесло, Анастасия Ленда, Алина Богова, Виктория Неровня, Ольга Хайловська, Татьяна Самохина, Мария Минка, Алексей Пригара, Наталия Бровченко, Анна Пилипчук, Юлия Кисель, Алексей Бурдій, Наталья Сокоренко, Анна Легенькая, Александра Доцок, Мария Прошковська, Карина Громова, Состояние Квитко, Анна Роенко, Александр Домре, Артур Млоян, Ксения Оксинь, Елена Кирпа, Юлия Стриковська, Руслан Власов, Анна Костюк, Анна Бітаєва.

Куратор: Виктория Бурлака

Сучасні митці покажуть проект-роздум про нас та Іншого

Здесь и далее – произведения участников проекта

В лаконичной и остроумной книге «Інтерпасивність» Славой Жижек пишет о фигуре Другой – перенося в современность Лаканівські концепты «стадии зеркала» и «я как Другой». Те, что тщательно заботятся об охране личного пространства, не подозревают, насколько мы растворены в других. Итак, зачем нужны другие за Жижеком? Чтобы не умереть от скуки и пытаться еще хоть что-то чувствовать в том эмоциональном ступоре, в котором мы существуем каждый день. Древняя ритуальная функция «козла отпущения», который берет на себя вину всего племени, в современном обществе никуда не исчезает, хотя немногие подозревают об этом. Она превращается в идеологический фетиш Другого с большой буквы или Чужого, на которого переносится весь собственный негатив. И не только негатив – чувствовать радость мы также разучились и куда ярче воспринимаем чужие восторг, боль, страдания, вожделения – живем, так сказать, за счет эмоциональных «двойников».

Сучасні митці покажуть проект-роздум про нас та Іншого

В медийном обществе чужие люди и инфоповоды гораздо ближе, чем ближний круг и собственную жизнь, ближе, чем мы есть самим себе. Что не делает нас, к сожалению, человечными и емпатичнішими. Мы эксплуатируем и уничтожаем других – способность к сопереживанию исчезает, не понимая, что таким образом уничтожаем самих себя. Джорджио Агамбен в качестве аналога модели «излишнего» человеколюбия современности выдвинул ироничный концепт, цитируя древнеримское право – homo sacer. Священность человеческой жизни ставится под большой вопрос –»человек сакральная» находится вне человеческой и божественной юрисдикцией, она может быть убитой безнаказанно, ради прихоти, просто так…

За Лакания, человек впервые идентифицирует себя как нечто, отделенное от мира, в детском возрасте, когда видит свое отражение в зеркале. Но это я и не я одновременно – парадоксально, но ребенок, прежде чем узнать себя, идентифицировать свой образ как другой, как нечто, пространственно отделенное. И человек проносит эту двойную идентификацию через всю свою сознательную жизнь. То, какими мы себя чувствуем, и наш образ в зеркале, я, увиденное со стороны – это два разных Я, внешнее и внутреннее, они часто конфликтуют. В то же время, ребенок, человек растет и развивается, отражая людей в своем окружении, собирая себя из обломков других образов.

Сучасні митці покажуть проект-роздум про нас та Іншого

То, что сегодня происходит с человечеством вообще и украинским обществом в частности – эксцессы циничного отношения к окружению, процессы распада социальных структур и культурных условностей – можно объяснить с точки зрения формата человеческих отношений, что меняется. Он становится потребительским, нарцисичним. Показатель культуры человека – ее способность уважать интересы других, и с этим постоянно возникают проблемы. Не будем рассматривать крайние случаи – например, ужасы войны в лобовом с ними соприкосновении, это отдельная тема. Остановимся на уровне повседневности. Наш ближний становится для нас кем-то все более и более виртуальным, абстрактным, ненужным.

Имея привычку утром пролистывать интернет-публикации, нахожу множество рецептов простого адаптативного счастье для всех от эго-психологии. Люди, как оказалось, является тотально несчастливы, и якобы и не подозревают, почему. В погоне за успехом, идя по головам окружающих, они совсем разучились радоваться жизни. Но им авторитетно советуют и дальше не обращать внимания на других, выращивать, подкармливать и всячески оберегать от посягательств свое Я, которое и так почти у каждого страдает от нарцисичних расстройств. Собственные интересы превыше всего – вот универсальный рецепт нарциссического счастья. Считается, что зафиксировавшись на «стадии зеркала», субъект будет страдать нарциссизмом. Хотя, это уже и не считается психическим отклонением, но распространенной моделью взаимодействия с другими в пределах нормы. Но, Он тоже любил себя как Другого. Цель проекта – разобраться прежде всего в себе, субъекту, «структурированном» Другим и другими. Дистанция, которую мы выстраиваем по отношению к людям, больше говорит о нас самих. Так же, как и приоритетность интересов. Каковы наши взаимоотношения с окружением – болезненными или комфортными? Эгоистическими или альтруистическими? Чей образ мы видим в зеркале – себя или Другого?

Источник