Студийные рисунки 1920-1950-х годов показали в Музее А. Осмьоркіна

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

В художественно-мемориальном музее А.А.Осмьоркіна в рамках культурно-художественных мероприятий, посвященных празднованию 125-летия со дня рождения выдающегося художника и педагога Александра Александровича Осмьоркіна, недавно состоялась уникальная художественная акция для любителей изобразительного искусства, среди которых были и студенты — из фондов музея была представлена выставка «Студийные рисунки О.А.Осмьоркіна 1920-х – нач. 1950-х гг.».

Вообще графические произведения и в частности рисунок карандашом требуют особого, бережного отношения, ведь одним из главных их врагов есть солнце, что безжалостно выжигает бумагу и уничтожает изображения. Поэтому и экспонируют рисунок на бумаге обычно в специальных помещениях без солнечного света, или на короткий срок. Поэтому и выставка, развернутая в мемориальном зале музея, экспонировалась всего один день и имела особый характер — ее главной целью было познакомить с особенностями творческой работы художника именно молодежь, которая профессионально занимается изобразительным искусством, ведь художнику лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Рисунки, наброски, эскизы, композиционные поиски, выполненные В.А.Осмьоркіним в различных техниках, были переданы в свое время до фондового собрания музея вдовой художника Надеждой Георгиевной Осмьоркіною.

Следует отметить, что В.А.Осмьоркін рассматривал рисунок как неотъемлемую составляющую живописи. Это была его своеобразная художественная лаборатория, в которой он определял задачи для будущих произведений, тренировал руку и глаз, искал новых способов виображення формы. Хотя иногда В.А.Осмьоркін и замечал: «Я не рисувака», но, просматривая его чувственные, полны шарма рисунки женских фигур, так не скажешь. Рисунки в жанре «ню», которые составляют значительную часть коллекции, отличаются внимательным, исследовательским движением линии и стремлением к изысканной пластики — экспрессивная «Циркачка», полна легкости и грации «Обнаженная сидящая». В так называемых «постановочных» рисунках-набросках, выполненных профессором живописи О.А.Осмьоркіним в студенческой аудитории во время преподавательской работы, ярко проявляет себя его «живописная манера», корни которой надо искать в рисунках Никола Пуссена и Михаила Врубеля, которыми восхищался мастер. Отсюда этот особый движение его линии, как будто катится непрерывной волной, то усиливаясь, то становясь почти невидимым, подчеркивая пластичность формы и задавая настроение изображению. Его карандаш отличает мягкий, иногда экспрессивный штрих, заполняющей плоскости тона. Это как своеобразная игра, соревнования между светом и тенью, победителем в котором должен стать живой образ, который появляется из белого пространства бумаги. Для усиления резкости формы он прибегает к рисунку пером, а фиксируя проявление эмоции, использующий быстрое движение кисти.

Один из первых обстоятельных исследователей творчества А.А.Осмьоркіна искусствовед Ирина Болотина, анализируя творческое наследие мастера, справедливо замечала: «Осмьоркін-живописец должен быть признан нами и прекрасным мастером рисунка», подчеркивая, что «в живописи есть та совокупность качеств, которые не исчерпываются только проблемами цвета, как-то: фактура, творческий почерк, движение кисти, чувственность прикосновения».

Все эти особенности творческих подходов и технических приемов творчества А.А.Осмьоркіна с интересом были восприняты студентами художественно-графического отделения художественного факультета Кировоградского государственного педагогического университета им. В.Винниченко, которые под руководством своего преподавателя кандидата искусствоведения, лауреата областной премии в сфере изобразительного искусства и искусствоведения имени Александра Осмьоркіна Елены Кириченко посетили музей на презентацию выставки. С нескрываемым восторгом они изучали рисунки мастера, ведь, как заметила А.И.Кириченко: «Ни одна репродукция, ни один интернет-ресурс не может заменить живого общения с оригинальным произведением искусства, в котором присутствуют ощущения, эмоции и в конце концов душа художника».

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

 

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

Осмьоркін А.А.

1920-е – 1930-е
Бумага, карандаш
36х53,5

 

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

Осмьоркін А.А.

1920-е – 1930-е
Бумага, карандаш
54х36,5

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

Осмьоркін А.А.

1920-е – 1930-е.
Бумага, акварель
54х36,5

Студійні малюнки 1920-1950-х років показали в Музеї О. Осмьоркіна

Осмьоркін А.А.

1920-е – 1930-е
Бумага, карандаш
54х36

Осмьоркін А.А.

1943 – 1944
Бумага, карандаш
43х32,5


Источник

Добавить комментарий