Сувенирные календари музея Осмьоркіна

Сувенірні календарі музею Осмьоркіна

Сувенірні календарі музею Осмьоркіна

Доброй традицией художественно-мемориального музея А.А.Осмьоркіна стала подготовка и выпуск ежегодных сувенирных календарей с изображением репродукций произведений А.А.Осмьоркіна из музейной коллекции и здания музея – памятника архитектуры и градостроительства 1899 года в фотографиях известных городских фотографов, с которым музей связывает давнее творческое сотрудничество.

 

Обычно календари имеют тематический характер. Так, 145-летию со дня рождения художника архитектуры Якова Васильевича Паученка — родного дяди О.А.Осмьоркіна по материнской линии, было посвящено календарь 2011 года. Его украшало фото с первоначальным видом собственного дома архитектора, в котором прошли детские и юношеские годы А.А.Осмьоркіна, а ныне размещается музей его имени.

В 2012 году к 120-летию со дня рождения А.А.Осмьоркіна на календаре было представлено изображение пейзажа «Украина», выполненного художником во время одного из приездов художника к родному городу и его фотопортрет того времени. Календарь 2015-го года украсила репродукция этюда А.А.Осмьоркіна «Крымский пейзаж с тополями», таким образом утверждая: «Крым – это Украина!»

При рассмотрении вопроса об оформлении календаря этого года, который отмечен 125-летием со дня рождения известного художника и педагога Александра Александровича Осмьоркіна, научным советом музея было принято решение представить ранний автопортрет художника в 1912 году, что ярко демонстрирует стремление художника к творческому поиску. В это время он учится в Киевском художественном училище, но «французский вирус» новаций постимпрессионизма уже проник в его сердце и душу. Как отмечал сам художник: «Я стал в училище «протестантом». Таким же протестантом был учившийся со мной друг Исаак Рабинович. Пути к искусству мы прокладывали себе своевольничая, ускользая от гнета школьной учебы и «озоруя». Озорство это было, впрочем, вполне невинного свойства: писали лицо чистым кадмием, явно восторгались Врубелем, временами рассматривали репродукции Ван Гога, Матисса и других «диких»».

В автопортрете перед нами предстает изображение молодого человека с уверенным взглядом, полным ожиданий и надежд. Его лицо повернуто к зрителю в три четверти, голову обвивают золотые кудри длинных волос, которые ярко подчеркивают свет голубых глаз. Синяя блуза — яркий признак художников-авангардистов того времени, ее украшает красно-розовая макушка дикой розы — своеобразная дань бунтарско-романтическим настроениям, которые царили в творческой среде начала ХХ века. В произведении наблюдаются как черты академической школы — ракурс поворота головы, осанка фигуры художника, в которых находим черты гипсовых слепков со скульптур Донателло, так и тяготение к импрессионизму — открытость цвета, отрывистый мазок и сезаністський подход к цветоделению, хотя конечно, все это пока больше интуитивное, чем сознательное. Также обращает на себя внимание и подпись на картине, выполненный в стиле кириллического шрифта. Возможно, это отголосок результата обучения в Г.Рериха в Школе поощрения изящных искусств при С.-Петербургской Академии. «Я блуждал в Петербурге и в Киеве как мимо чужого мне «Мира искусства», так и мимо акрилового искуственного эпигонства передвижников», — вспоминал о том времени В.А.Осмьоркін. 1912 год можно считать переломным в выборе А.А.Осмьоркіним дальнейшего творческого пути, он уже встретился с творчеством художников «Бубнового валетту», через которых открыл для себя особенности кубизма и сезанізму, группы, к которой вскоре присоединится, с идеями которой будет связано развитие пластического языка живописи. Но в это время он еще определяется, молодой и энергичный, еще радикален в оценках и суждениях он желает преобразований, новых художественных открытий и творческих взлетов, озаренный музой живописи.

Вот такова история «Автопортрета» — одного из ранних произведений профессора живописи А.А.Осмьоркіна, который в свое время передала в музей его вдова Надежда Георгиевна – инициатор создания мемориального музея художника в его родном городе, в котором он родился, получил первое художественное образование в Вечерних рисовальных классах при земском реальном училище и откуда отправился в жизнь, полную драматических событий и все же успешной реализации творческих замыслов.

заслуженный художник Украины, искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Сувенірні календарі музею Осмьоркіна

1920-е гг

Сувенірні календарі музею Осмьоркіна

1920

А.А.Осмьоркін1926

Сувенірні календарі музею Осмьоркіна

А.А.Осмьоркін1938

 

 

А.А.Осмьоркін1912


Источник

Добавить комментарий