Татьяна Назаренко. Будущее в прошлом

Татьяна Назаренко. Будущее в прошлом

21 февраля 2020 — 5 апреля 2020

Пн — Ср, Пт — Вс: 12:00 — 20:00. Чт: 13:00 — 21:00

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Татьяны Назаренко «Будущее в прошлом». Основу выставки составят живописные произведения Назаренко 2000-2010-х гг., в которых она продолжает бескомпромиссно исследовать важные для всей ее творческой биографии «трудные» темы: неизбывного одиночества, беспомощности перед силами истории, бремени травматической памяти, отсутствия подлинного взаимопонимания между людьми, охваченными вихрем социального маскарада. Смелая критическая риторика, готовность вынести собственный приговор минувшему и грядущему, звучит – то с сарказмом, то с тихой грустью – и в предложенном художницей я бы утонила художник она или художница названии выставки: «Будущее в прошлом». Оно также указывает на амбивалентные отношения со временем, на убежденность в том, что прошлое, с его катаклизмами и невыученным уроками, постоянно проявляется здесь и сейчас, в «пене дней».

Среди произведений, представленных на выставке (некоторые работы показаны впервые), – чрезвычайно острые, наполненные драматизмом и тревогой образы войны, многофигурные сцены будничных застолий, фантасмагорические «красные» картины, по-своему обыгрывающие архетипический сюжет власти женщин, неканонические библейские композиции, а также обширный цикл «Фамильный портрет». Объединивший живопись, графику и объекты, посвященный восстановлению утраченной семейной памяти, он особо занимает художницу в последнее время. Выставку дополняют знаменитые фанерные фигуры-обманки из проекта «Переход» середины 1990-х гг. и инсталляции – как уже демонстрировавшиеся ранее («Московский стол»), так и созданные специально. В качестве особых «включений» представлены знаковые произведения конца 1970-х – 2000-х гг. из собраний Государственной Третьяковской галереи («Декабристы. Восстание Черниговского полка», «Мастерская» и «Пугачев») и Государственного Русского музея (полиптих «Семейство»).

Экспозиция построена не ретроспективно, но как сюжетно-разветвленное повествование. Тематические серии художницы, затрагивающие различные стороны человеческого бытия – от общественного измерения до личного – и обретающие порой весьма несхожее стилистическое воплощение, словно главы в книге складываются в своеобразный выставочный роман. Точкой отсчета этого повествования, буквально точкой «входа-выхода», становится образ мастерской художницы, рабочего пространства и шире – пространства памяти, ментального интерьера. Это и первый зал с хорошо известной картиной из коллекции ГТГ, запечатлевшей обстановку мастерской в Брюсовом переулке, и последний раздел выставки, уже с реальными предметами и артефактами, отсылающими к комнате детства Татьяны Назаренко.

О художнике

Татьяна Назаренко (род. 1944) – народный художник РФ, академик Российской академии художеств, одна из наиболее ярких и значительных, без преувеличения легендарных фигур в позднесоветском и новейшем отечественном искусстве. Выпускница и впоследствии профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, начинавшая свой путь живописца в плеяде художников-семидесятников, она по сей день активно и увлеченно работает.

Выставка в MMOMA на Гоголевском бульваре станет первым с 2004 года масштабным столичным музейным проектом художницы, живущей между Москвой и Цюрихом.

Кураторы: Людмила Андреева, Анна Арутюнян, Андрей Егоров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru