Татьяна Яблонская и классики украинской живописи ХХ века

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Выставка из фондов Полтавского художественного музея (галереи искусств) имени Николая Ярошенко посвященная 100-летию со дня рождения Татьяны Яблонской – выдающегося живописца, народного художника Украины, Героя Украины.

В экспозиции представлены произведения прославленных мастеров живописи, чьи имена давно вошли в историю украинского изобразительного искусства:

Большинство из 16 демонстрируемых произведений не нуждаются в дополнительной информации, можно даже не читать названия к ним. С первого взгляда понятно, что они отражают разнообразие жизни середины – второй половины ХХ века. И это естественно, потому что коллекция музея формировалась на протяжении десятилетий с картин художников-свидетелей событий, а они талантливо и самобытно, порой пафосно, порой простодушно, переносили на холст то, что видели вокруг.

Трудно назвать тему или жанр, которые бы не были представлены на этой выставке: здесь и воспоминания о войне, и простые радости мирной жизни, где неоценимыми являются и первые шаги ребенка, и ласковая улыбка женщины. Тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты, полотна, созданные в эпоху, отошла, продолжают восхищать своей искренностью и эмоциональной глубиной.

В фондовой коллекции Полтавского художественного музея хранятся две живописные произведения – которые достойно представляют творчество художницы разных периодов ее творчества. Картина является первой послевоенной работой, которая стала отражением личных воспоминаний о войне. Сюжет посвящен трагическим событиям 1941 года. Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лицо, суровое небо со зловещими облаками. Картина вся проникнута скорбью, гневом и негодованием. Зритель погружаются в тяжкие испытания, которые выпали на долю людей в первые дни войны. Полотно выдержано в темном строгом колорите, который вполне соответствует идейному замыслу художницы. Впервые в этой картине Т. Яблонская использовала прием диагональной построения композиции, который затем будет присутствовать во многих ее полотнах. Картина «Враг приближается» была высоко оценена не только рядовыми зрителями, но и критиками и правительством.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

относится к периоду увлечения художника этно-декоративной живописью. Композиция работы, которую можно отнести к портретному жанру, целиком подчинена сине-вохристому колорита.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

В экспозицию вошли две работы корифеев украинской культуры –

несмотря на свою миниатюрность, проработан со всей тщательностью и носит вполне законченный характер. Все его планы художник трактует методично, подробно и без тени натурализма. В этом пейзаже особенно достоин внимания четкий горизонт, который не растворяется в пространстве. Произведения присущи бодрость, живописность природы, солнечность, безграничность изображаемой перспективы.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Полотно , любимого учителя Татьяны Яблонской, отличает органическое сочетание декоративной звучности палитры с реалистичной формой, острая лаконичная композиция, четкий изысканный рисунок. Холм украинского села, солнечная погода, высокое небо и далекий горизонт, подростки полны мечтаний, которые получают огромное удовольствие во время наблюдения за полетом управляемого ими змея. Автор словно приглашает посмотреть в небо, заметить, что все жизненные проблемы отступают перед его вечностью и получить внутреннюю свободу.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Одной из задач выставки «Татьяна Яблонская и классики украинской живописи ХХ века» празднования знаменательных дат в истории украинской культуры: 100-летию со дня рождения В. Бернадского, 130-летие со дня рождения П. Волокидіна, 120-летие со дня рождения А. Бизюкова и К. Єлеви, чьи работы есть в фондовой коллекции Полтавского художественного музея (галереи искусств) имени Николая Ярошенко.

Созерцая работу представителя крымской школы живописи наслаждаешься солнцем, эффектами света и тени. Композиция произведения проста и лаконична, однако глубоко символична. Художник цветом и пластикой фактуры создает образ щедрой украинской земли.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Украшением экспозиции является произведение выдающегося представителя одесской школы живописи Портрет привлекает увагутемпераментом, яркой индивидуальностью молодой жінкиЙоговиразна насыщенность, психологическое содержание, оказываются созвучными живописи, построенном на богатых световых рефлексах.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Произведения яркого представителя лирического направления в украинской живописи киевского художника из плеяды бойчукистів, впервые за много лет покинули пределы фондохранилища, придав мощный толчок к глубокому исследованию творчества этого многогранного мастера.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Вид – неоспоримое достижение выдающегося художника, одного из педагогов Татьяны Яблонской, который при жизни приобрел славу крупнейшего рисовальщика Украины.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Киевская школа живописи в экспозиции представлена также именами носителей классических принципов академической реалистической школы XIX века.

 В (на первой фотографии) по композиционной свободы переносит акцент с выразительности самого натурного мотива, с предметной реальности изображаемого, на меняющееся состояние природы и переживание, которые резонируют с ним. Художнику присуща свободная живописная манера, высокое мастерство в воссоздании нюансов природы, воздушной среды.

В работе талантливого портретиста индивидуальная неповторимость женского образа совмещенная с богатством живописной палитры. Художник проявил редкое умение видеть прекрасное в обыденных вещах.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Стремление к обновлению национальной культуры, ее сближение с западноевропейской, характерное для мастеров закарпатской школы живописи. Живописно-пластические идеи французского постімпресіонізмму и восточноевропейского позднего романтизма, воплощенные на закарпатской земле получают новый импульс и трактовку в работах его ученика и последователя Их работы выполнены в духе эстетики реализма.

Пейзаж – зеркало, в котором видим опоэтизированный образ закарпатской природы. Произведение виртуозно проработан по всем законам жанра: учтены световые и теневые эффекты, хроматические растяжки и контрасты. Зритель попадает в плен обостренной экспрессии цвета, чрезвычайно чувственного, эмоционального отношения к окружающему миру, оптимизма и жизнерадостности.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

Пейзаж отличается реалистичной манерой письма, раскованностью и графичностью живописной техники, незначительным влиянием импрессионизма, совершенной композицией, лиризмом и згармонійованим колоритом. Целостный и виртуозно прописанный образ, созданный беспокойными ритмичными линиями и контрастными красочными цветными пятнами.

Тетяна Яблонська і класики українського малярства ХХ століття

В картине выдающийся закарпатский живописец интегрирует принципы постімпресіоністичного колорита в сюжетное пространство соцреализма. Счастливая мать наряжает ребенка в праздничный наряд! Целостный и виртуозно прорисованный образ создали беспокойные ритмичные линии и контрастные яркие цветные пятна. Произведение убедительно доказывает, что художник – замечательный портретист, который обладает уникальным мастерством: несколькими мазками передать настроение, характер, внешность человека.

Выставка из фондового собрания демонстрирует сложный и неоднозначный пласт художественной культуры ХХ века. Доказывает, что даже в условиях тоталитарной эпохи украинские художники находили возможности к самореализации, избегали идеологического давления. Все картины – это произведения художников, каждый из которых – яркая индивидуальность. Каждое полотно уникально, потому что в нем авторы сумели увековечить неопределенную и ускользающую стихию бытия. Увековечить – для нас.



Источник

Добавить комментарий