Татьяна Яблонская. Лирика. (к 100-летию со дня рождения)

Тетяна Яблонська. Лірика. (до 100-річчя від дня народження)

Постоянство пути.

Имя и псевдоним

хвалят все давно,

Сердца же моего –

Не понимает никто!

Ван Вэй (пер. Г. Туркова)

 

Татьяна Ниловна Яблонская (1917-2005) личность настолько известная, что не нуждается в представлении лишний раз. Имя ее широко известно, даже тем, кто находится от художественной жизни на ощутимой дистанции. Народный художник, Академик живописи, Герой Украины. Внешняя ее биография – жизненная и творческая – неоднократно была освещена в многочисленных публикациях, казалось бы не осталось ни одного неизвестного факта, хотя каталог-резоне его необъятного наследия до сих пор не составлен. Не было недостатка и в выставочных проектах, только перечень каких – персональных и «с участием», прижизненных и уже посмертных – наверное мог бы занять с десяток страниц. Стоит лишь кратко напомнить путь ее становления: ученица Ф. Кричевского в КГХИ, впоследствии ассистент в живописной мастерской А. Шовкуненко, на фоне борьбы с формализмом лишена своей первой Государственной премии за работу «Перед стартом» (1947), но триумфальный лауреат следующих государственных 1950, 1951, 1979, Шевченковской 1998, экспонент Венецианской биеннале 1956 г. и Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе, награждена медалями Академии Искусств СССР и Украины, профессор КГХИ.

Татьяна Ниловна явила новый концепт художника, новое наполнение понятия феминности. Она постепенно конструировал свой образ; внутренне осознавая и переживая допустимый конформизм, утверждала себя в преимущественно мужском художественном мире как сильную и действенную фигуру – давалось ей это якобы легко, было в самом характере, правда же оставалась за кадром. «В кадре» она почти всегда вставала улыбающейся, уверенной, в мастерской или на пленэре, дома среди дочерей и внуков, за трибуной на защите или обсуждениях выставок.

Подвергнута нещадной критике, с которой в течение жизни еще не раз столкнется, в начале своей карьеры за увлечение импрессионизмом, художница вернулась к нему в конце 80-х, пройдя этап штудирования манеры народного примитива. И даже прикованная к инвалидной коляске, ограниченная пространственно, она продолжала работать, двигаясь взглядом за оконными дворовыми тропами, наблюдая за птицами, описывая будничные предметы. В жизни и творчестве, в самосознании культурный герой уступил место лирическом. Эту грань ее таланта – лирический аспект творчества – представляет данная выставка.

В Дирекции художественных выставок Украины произведения Т. Яблонской, приобретенные государством, начали поступать с 1945 года. Первым в ее личной карточке значится «Портрет сестры» от 1945 года под регистрационным номером 1305, возвращен после выставки автору, но впоследствии, в 1961-м, приобретенный государством за 800 руб. и передан ДХВУ до Севастопольской картинной галереи, с которой в 1974 году поступил в коллекцию новообразованного Запорожского художественного музея. Всего за эти годы через ДХВУ «прошло» 262 произведения Т. Яблонской. Из них 199 произведений были переданы государственным музеям Украины. В коллекции ДХВУ осталось 24 произведения мастера, все они представлены на выставке.

 

Екатерина Мамаева

Источник

Добавить комментарий