Тени забытых предков: «МРТ» для шедевра

Тіні забутих предків: «МРТ» для шедевра

В 2015-м году Украина сделала вид, что отметила 50-летие культового фильма «Тени забытых предков», снятого одним из самых гениальных режиссеров ХХ века Сергеем Параджановым. 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях в 21 стране мира собрала лента, которую Эмир Кустурица назвал лучшей картиной, снятой в мире. «Тени…» стали знаковыми для диссидентского движения, потому что именно на премьере 4 сентября 1965 года Иван Дзюба, Василий Стус и Вячеслав Чорновил выступили с резкой критикой арестов интеллигенции, за что все трое подверглись преследованиям со стороны властей. Впоследствии подобная участь не миновала и Сергея Параджанова.

Тіні забутих предків: «МРТ» для шедевра

И хоть лента долгое время была запрещена для показа в Украине и в СССР, даже через 50 лет она остается актуальной. Разложить на разные уровни, проанализировать каждый, показать ее глубину и новаторство, спровоцировать диалог во времени – вот задача, которую поставила перед собой кураторская группа проекта – Павел Гудимов и Андрей Алферов. Удалось ли им это – каждый сможет оценить с 23 марта по 10 апреля 2016 года, ознакомившись в пространстве Мыстецкого Арсенала с проектом

Кураторы – Павел Гудимов, Андрей Алферов
Співкуратори – Борис Филоненко, Екатерина Носко
Художник – Андрей Хир
Организаторы проекта в Киеве арт-центр Я Галерея, FILM.UA Group, НКММК «Мистецький Арсенал»; при поддержке благотворительного фонда Бориса Ложкина.

Идея выставки появилась у Ивана Козленко и Андрея Алферова во время осмотра выставки «Микеланджело Антониони», что сопровождала ретроспективу всех его фильмов во французской Синематеке. Тогда было решено показать творческую лабораторию «Тени забытых предков» — разложить его на истории, на уровне, вспомнить прошлое, вытащить наружу воспоминания, и исследовать рефлексии настоящего. Это химический анализ фильма, который показывает его живучесть и надактуальність, осмысления и переосмысления. Кураторы ставили задачу деперсонализировать фильм, ассоциируется прежде всего с Параджановым, «дойти до дна», как говорит Андрей Алферов, в начале идеи – а насколько это удалось, можно понять с выставки.

В первую очередь поражает подход кураторов к проекту. Конечно, сказывается их опыт и уровень мышления. Нам, музейщикам, еще только постигать премудрости этой профессии… Здесь и поездка в Рим, чтобы в Галерее Боргезе посмотреть на оригинал Тициана Вечеллио «Любовь небесная и Любовь земная», которым так вдохновлялся Параджанов. И этнографическая экспедиция на Гуцульщину, чтобы зафиксировать воспоминания жителей сел о тот съемочный время, переводы их потомков, и собрать брошенные артефакты. Это стильный брендбук, сувенирка (футболки, сумки и кружки), которую хочется иметь просто уже, и такая же полиграфическая продукция – каталог выставки, украиноязычный и англоязычный буклеты, стилистика которых также детально продумана в цветах всемирно известных гуцульских изразцов. Специально для проекта художники Клуба иллюстраторов Pictoric создали комик-бук – с помощью искусства комикса запечатлели 17 воспоминаний, связанных с процессом съемки фильма, среди которых истории о дуэли между Параджановым и Ильенко, про цирк с Лениным и расчлененным канадцами рубашку Ивана Миколайчука, 13 гуцулов, которые впервые попали в Киев, проехались в метро и попробовали мандарины и тому подобное.

Проект расположен в девяти экспозиционных залах, которые являются своеобразными отдельными этапами создания фильма. Каждый зал имеет свой «фирменный» голос: 8 композиций на основе этники, электронной музыки и элементов оригинального саундтрека создал для проекта композитор Святослав Лунев. Режиссеры Игорь Подольчак и Кирилл Серебренников записали римейки к легендарной параджанівської сцены венчания. Не обошлось без творчества современников – Николая Малышко и Тиберия Сильваши. Одной из концептуальных идей выставки является цвет, ведь «Тени…» был первым цветным фильмом Параджанова. Поэтому в проекте много красного как символа крови, власти, агрессии и красоты. Специально для инсталляции Антона Логова с Карпат приехала 100-летняя гуцульская хата, которую промаркировали, разобрали и временно «поселили» в Мыстецьком Арсенале.

Отдельный зал – «Невидимая топор» — посвящена истории фильма после премьеры в 1965-м году. Она вводит нас в контекст времени свертывания «Оттепели» после прихода к власти Л. Брежнева и начала нового этапа преследования интеллигенции и инакомыслящих в Советском Союзе. Документы того времени, над которыми в 2013-м году был снят гриф «секретно», свидетельствуют о тотальном контроле спецслужб над всеми сферами жизни съемочной группы и самого Параджанова, детально воспроизводят историческую премьеру фильма 4 сентября 1965 в кинотеатре «Украина» в Киеве.

Георгий Якутович, Юрий Ильенко, Сергей Параджанов были пронизаны любовью к Карпатам, к людям, к обычаям, поэтому этнография составляет весомую часть проекта. Но здесь она отличается нестандартным экспонированием. Кроме музейных артефактов как то керамика, графика, деревянная сакральная скульптура, предметы быта горцев, посетителей ожидают перформансы Андрея Хира, также имеют мифологически-фольклорный корни.

Одним из самых уникальных экспонатов выставки является четырехметровый столетний сволок Даниила Бокалюка из экспозиции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Йосафата Кобринского в Коломые. Как известно, Сергей Параджанов очень любил этот музей, становился на колени, когда приходил к нему, говорил, что здесь черпает вдохновение для фильма. Сволок, на котором вырезаны русалки, и церковь с крестами, и скот, является доказательством того, как языческие традиции были «одеты» в христианство, пережили реинкарнацию и продолжали процветание. Кроме коломыйского музея к выставке привлечены Национальный художественный музей Украины, Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого, НЦНК «Музей Ивана Гончара», Хмельницкий областной художественный музей, Музей «Хата-Гражда» с. Криворивня и Музей Сергея Параджанова в Ереване. Не менее приятно, что часть текстов к каталогу также писали музейные ученые – Лидия Дубиковская-Кальненко (Музей Ивана Гончара), Ирина Гуцуляк, Романна Баран (Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья) и другие.

Организаторы говорят, что на выставке будет много сена и дерева, экспериментальная гуцульская кухня и лаунж-зона, а также интересные встречи, лекции и перформансы. Поэтому не откладывайте поход к Мистецького Арсенала на конец, ибо отведенные 17 дней пройдут очень быстро.

Единственное, если вы забыли или никогда не видели, не забудьте посмотреть перед выходом из дома шедевр, который дал жизнь этому проекту, чтобы каждый авторский замысел, каждая деталь, каждый элемент стал для вашей души особенно узнаваемым и понятным.

Источник

Добавить комментарий