“Традиционное искусство украинцев” (выставка глазами опытного музейщика)

“Традиційне мистецтво українців” (виставка очима досвідченого музейника)

“Традиційне мистецтво українців” (виставка очима досвідченого музейника)

В редакцию «Музейного пространства» поступила статья — рецензия на недавно открытую выставку в Национальном музее истории Украины «Традиционное искусство украинцев». Поскольку она является авторской, а наш веб-портал является площадкой для профессионального сообщества всей страны, публикуем ее для ознакомления. Уверены, что автор захочет прочитать ваши мысли и аргументы в комментариях.

Выставка “Традиционное искусство украинцев” открылась 21 января 2016 г. в Национальном музее истории Украины. Она расположена на II этаже музея вместо экспозиции “Украинская светлица”, созданной в 2012 г. Материалы для выставки отбирали на протяжении длительного времени (с апреля 2015 г.), а для ее построения были приглашены молодые специалисты-этнографы.

Так что же нового и интересного можно увидеть на этой выставке, в чем ее самобытность?

Выставка планировалась очевидно яркой и веселой, но ее экспозиционные площади оказались незаполненными в полной мере. Это удивляет, ведь материалов по этой тематике в коллекции НМІУ очень много уникальных, авторских, бытовых, художественных. Огромный массив этих материалов остался неиспользованным. А поэтому главное впечатление от “веселой” выставки: пустота. А первое, что привлекает внимание посетителей — это шторы с настроченими лентами стилизованного орнамента, хотя, конечно, первыми должны привлекать внимание все-таки экспонаты.

Ярким решением и реально удачной частью выставки является манекены в национальных костюмах Львовщины, Полтавщины, Волыни, Тернопольщины. Однако странным является то, что манекены почему-то исключительно женские и, кроме того, не сопровождаются никаким анотаційним материалом. То есть обычный посетитель без экскурсовода сам не разберется, какой костюм из какого региона Украины происходит. Понятно, что выставка открывалась в спешке и все делалось в последние дни, но отсутствие етикетажу – недопустимая вещь.

Поэтому, несмотря на заявленное название, выставку можно рассматривать лишь как попытку представить декоративно-прикладное искусство Украины, и попытку не очень удачную. Все представленные экспонаты — полотенца, плитка, доски для пряников, для набивки – все это воспринимается как сухие фрагменты или пазлы, которые не дают полного представления о традиционном искусстве украинцев. Вещи на выставке представлены по типологическим принципом, они никак не связаны между собой. Как на меня, то авторам не удалось создать единого художественного образа, не удалось передать колорит украинского народа, приблизить посетителей к национальным традициям, очаровать особенностями быта. Все эти задачи можно было выполнить с помощью интерьерного показа. Например, попробовать воссоздать покуть (“красный угол”, “святой угол”) традиционного украинского жилища центральной части Украины. Во-первых, было бы что показать (рушники, иконы, лампадки, резные божнички, сундук), а во-вторых, такой подход является более обоснованным в научном отношении. Кроме того, можно было бы попытаться воспроизвести и показать в процессе хотя бы одно ремесло — гончарство, ткачество, лозоплетение, прядение — или попытаться показать традиции украинского обряда (вариантов множество); и все это бы создало самобытный образ страны, ведь наша страна является этнографически уникальным. Правильность и обоснованность именно такого подхода подтверждены музейной практикой европейских стран. Зато выставка НМІУ “Традиционное искусство украинцев” является попыткой двигаться по более простом пути, что является признаком провинциального музея, в котором банально не хватает нужных экспонатов.

“Традиційне мистецтво українців” (виставка очима досвідченого музейника)

Кроме того, не совсем понятно, почему авторы научной концепции выставки не нашли необходимым продемонстрировать образцы всемирно известных центров украинских промыслов. До Украины гости приезжают не только за опишнянской керамикой. Почему не представлены на выставке кролевецкие рушники, керамика с Косово, изделия так называемого «гуцульского стиля» обработки дерева тоже Косовской школы, например, всемирно известной семьи Карпанюків? Совсем не представленные на выставке авторские работы из Петриковки, хотя петриковская роспись включена в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Именно декоративная роспись стал частью многовековой художественной культуры украинского народа. Поэтому уместным было бы поднять из запасников и показать людям образцы наивной живописи, например, представить работы Макара Мухи (1906-1990) с Черкащины, Елизаветы Мироновой (1929 г. н.) с Киевщины, Параски Хомы (1933 г. н.) с Ивано-Франковщины.

На выставке, имеющей название «Традиционное искусство украинцев», вы не увидите и образцов такого самобытного украинского народного искусства, как роспись. Вы не увидите и образцов еще одного уникального явления традиционного искусства украинцев – гутництва, зооморфний посуда для напитков – бутылка-мишка, который был характерен только для Украины, изготавливался гутниками в XVIII-XIX вв. как атрибут свадебного стола и был связан с магическими поверьями.

Национальный музей истории Украины есть чем гордиться, и есть, что показать. Зато на выставке мы видим “ярко” закреплены, и совсем не информативные по содержанию полотенца Черкасской области, кафель Галиции, керамику Опошне, несколько современных работ, вообще вырванных из общей канвы, а потому, на взгляд, случайных. К слову, в витрине с изразцами демонстрируются изделия известного мастера архитектурно-строительной керамики Петра Кошака из села Пистынь, который в течение 1894-1936 гг. устраивал персональные выставки и получал за свои печи награды; в витрине с керамикой представлены работы таких гончаров, как Павел Самолович, Филипп Лукашенко с м. Бар, Роман Червоняк с с. Смотрич Хмельницкой обл. (продолжать можно и дальше), но об этом нет ни слова в анотаційному материале, зато фамилии авторов современных работ прописаны большими буквами.

Отдельно следует заметить и о художественное оформление, которого практически нет, а экспонаты закреплены так, что сначала видишь те крепления и лишь затем — оригинальный артефакт. Манекены представлены в открытом показе, без даже самых примитивных средств ограничения доступа посетителей к экспонатам.

В общем, “Традиционное искусство украинцев” создает впечатление выставки в провинциальном “местечковом” музейчике, то есть абсолютно не соответствует уровню Национального музея истории Украины.

Печально, что в музее, в котором хранятся такие богатые и разноплановые фондовые коллекции, пока что не создано ни одного полноценного проекта с использованием оригинальных музейных предметов на достойном научном уровне.

 



Источник

Добавить комментарий