Традиционные женские украшения из собрания коллекционера Юрия Коваленко экспонируют в Черкассах

Традиційні жіночі прикраси з зібрання колекціонера Юрія Коваленка експонують в Черкасах

Традиційні жіночі прикраси з зібрання колекціонера Юрія Коваленка експонують в Черкасах

2 марта 2017 года в музее “Кобзаря” в Черкассах открылась уникальная выставка женских украшений 18-20 веков. Преимущественно это дукачи. Украшения, а их на выставке представлено почти полтысячи единиц, – часть коллекции исследователя и собирателя Юрия Коваленко. 77-летний черкащанин имеет наибольшую в Украине коллекцию украшений. Многое из того, что можно увидеть на выставке, реконструировано и восстановлено Юрием Коваленко за фрагментами и рисунками.

“Уговаривала Юрия Григорьевича несколько лет, чтобы сформировать эту коллекцию экспозиционно так, как она представлена в нашем музее, – рассказывает директор заведения – Этой выставке надо путешествовать Украиной, чтобы люди любовались и возвращались к этих украшений. Они несут мягкую, женскую энергетику”.

“Эта выставка является показательной, потому что здесь впервые представлены украшения со всей Украины – от Закарпатья до Слобожанщины. Фактически вся Украина исследована в дукачах. Нашей целью было показать первозданный вид украшений”, – говорит

На выставке также можно увидеть три стенда с женскими украшениями времен Киевской Руси. А также много фотографий (копий старинных и современных фотографий) женщин в украшениях.

Дукач (от названия западноевропейской монеты “дукат”) был праздничным украшением украинских женщин. Дукачи носили на груди под самой шеей. Вместе с кораллами, цепочками с эмалью, серьгами-калачиками, веночком с лентами дукач создавал образ красоты и гармонии.

Дукачи бывали с “бантами” и на подвесках. “Бантом” называли большую чеканную брошь, к которой непосредственно или с помощью цепочек крепился собственно дукач. В 18-19 вв. изображение на дукачах карбувалося отдельно для каждой стороны, а потом соединялось докупию В конце 19-нач.20 ст. в качестве кулаков начали использоваться большие серебряные монеты, которые украшали “пружинкой” и плетеным шнурочком. “Бант” украшали стеклами, которые имитировали драгоценные камни, розетками из разноцветного бисера или часть бусин.

По мнению исследователя дукачи с бантами” носили в основном на Левобережье: “На левом берегу – нынешняя Черкасская область (Веремиевка, Ирклиев), Полтавщина – жило казачье население, здесь были богатые казацкие села. В каждой семье были дукачи, ведь эти украшения любила казацкая старшина. Дукачи с бантами выглядели богаче и были украшены больше, чем с подвесками”.

Традиційні жіночі прикраси з зібрання колекціонера Юрія Коваленка експонують в Черкасах

Украшения начались с оберегов еще с первобытных времен. Женщина была ответственной за продолжение рода и поэтому нуждалась оберега, который бы защищал ее и будущих детей от злых сил. Верили, что девушка, которая имела дукач с “бантом”, где были изображены цветок или сердце, призвала к себе счастливую судьбу и любовь. Это не случайно, ведь среди символов женского божества, Праматери, – Месяц, раковина, крест, сердце. “Поэтому не удивительно, что на дукачах мы видим изображение царицы Екатерины, Параскевы, Богоматери, символы сердца и креста как олицетворение Праматери, женского начала и оберега”, – считает краевед

На дукачах 20-30 годов 20 века. с Полтавщины можно встретить изображение серпа и молота, пятиконечной звезды. объясняет это очень просто – мода на дукачи оставалась, но время диктовало свои правила. Через украшение, скажем, с царем Николаем или Богоматерью комсомолка могла “загреметь” далеко и надолго. Поэтому и заказывали сельским ювелирам дукачи из советских монет.

Дукачи с символами Украины, трезубцами, носили при советской власти на западной Украине. “Прятали под рубашками, потому что боялись преследований властей, – замечает Юрий Коваленко. – Моя мечта – заполучить в коллекцию такой дукач, но все не удается выкупить”.

“Сельское золотарство – забытая отрасль народного искусства. Золотарями называли сельских ювелиров. Это были земледельцы, которые в свободное время изготавливали украшения для односельчан, талантливый золотарь “обслуживал” три-четыре соседние села. Интересно, что среди золотарей было много женщин, особенно на Черкасщине. Известными центрами такого искусства у нас были села Веремеевка, Лящевка, Загородище (ныне – часть Ірклієва), – рассказывает Александр Сомко. – Сельское золотарство исчезло в 40 годы 20 века. Донедавно земляки и не подозревали, что у нас было такое искусство”…

Источник

Добавить комментарий