Творческий тандем музея Осмьоркіна и школы искусств в Кропивницкому

Творчий тандем музею Осмьоркіна та школи мистецтв в Кропивницькому

И художественные музеи, и начальные специализированные художественные учебные заведения имеют общую цель — способствовать развитию детского и юношеского творчества, предоставлять возможности учащимся в реализации собственных творческих способностей, а главное, популяризируя историю развития украинской культуры и искусства, воспитывать высокие эстетические вкусы и прививать любовь к традициям и обычаям нашего народа.

Именно в этом направлении уже много лет успешно сотрудничают мемориальный музей Александра Осмьоркіна и детская школа искусств в Кропивницкому. Немало интересных художественных мероприятий и акций уже стали традиционными, как, например, художественные студии при участии учащихся отдела изобразительного искусства, концертные выступления юных музыкантов во время музейных вернисажей, а еще передвижные тематические выставки, которые презентуют фондовое собрание, с которыми имеют возможность ознакомиться не только педагоги и ученики, но и их родители, большинство из которых проживают в поселке Новом, где и расположена школа.
   
Вот и недавно интересной экспозицией фото-документальных и репродукционных материалов из музейного собрания «Иконописная мастерская Якова Паученка» было обозначено методическое заседание педагогического коллектива школы. Опытные преподаватели во главе с директором Светланой Медведевой увлеченно слушали рассказ заведующего отделом изобразительного искусства, известного талантливого живописца, члена Национального Союза художников Украины Юрия Вінтенка о жизни и деятельности выдающегося елисаветградского архитектора Якова Паученка.
   
Следует отметить, что такие просветительские лекции искусствоведческого характера Юрий Борисович читает традиционно по случаю юбилеев известных художников. Выбор темы, посвященной зодчему, также является не случайным. Ведь этот год является памятным для собственного дома Якова Паученка, построенном по авторскому проекту 120 лет назад, в 1899 году, в котором провел свое детство и откуда отправился на тернистый путь искусства его племянник профессор живописи Александр Осмьоркін, и где сейчас вот уже четверть века гостеприимно принимает посетителей музей.
   
«Это удивительное творение архитектурной мысли, — писал в одной из статей «Размышления возле дома архитектора…» ведущий научный сотрудник музея искусствовед Андрей Надеждин, — пережил, возможно, одно из самых драматичных веков в истории человеческого существования. В этом доме состояли строительные планы и чертежи, которые с помощью камня, цемента, металла и стекла человеческими мастеровитыми руками перевоплощались в произведения художественной архитектуры, что и сейчас задает тон застройщикам исторического центра города. Здесь рисовались иконы и різьблилися иконостасы, затем стерты вдрызг, в прах, безжалостной антихристською рукой большевистской власти, ужасами войн и непрерывного террора. И только фото случайно сохраненного время альбома образцов произведений мастера и единичные работы могут засвидетельствовать особый шарм изделий Паученківської иконописной, иконостасного и позолотної мастерские».
   
Поэтому, рассказывая о деятельности талантливого зодчего Якова Васильевича Паученка, которому пришлось творить архитектурный облик исторического центра нашего города с историческим названием Елисаветград, 265-летний юбилей которого мы будем отмечать осенью, Юрий Вінтенко акцентировал внимание на том факте, что она была тесно связана и с сакральным искусством. Ведь по проектам Якова Паученка в свое время было возведено немало храмов, которые ныне являются памятниками архитектуры и градостроительства, в т.ч. и Свято-Вознесенский собор в городе Бобринце Кировоградской области. Успешно руководил Яков Паученко также іконостасною, художественно-іконописною и позолотною мастерской, унаследованной от отца Василия Семеновича. В отделе редкой книги областной универсальной научной библиотеки им. Д.И.Чижевского в Кропивницкому хранится фотоальбом, который детально представляет работу этой мастерской, которая начала действовать еще в 1861 году.
   
А иллюстрацией к историческому экскурсу была, собственно, экспозиция представленной выставки, которую составляют не только уникальные фотографии, документы, эскизы и проекты, которые ярко рассказывают о деятельности иконописной мастерской Якова Паученка, но и репродукции икон из музейной коллекции, одна из которых — «Богородица с младенцем» кон. XIX в., по предположению, выполнена именно в этой мастерской.
   
Довольно символично, что это художественное событие состоялось накануне Дня Святой Троицы – одного из главных христианских праздников получил свое название в честь сошествия Святого Духа на апостолов, и которое напоминает о три известные проявления Всевышнего.
   
Надеемся, что всем нам хватит и веры, и любви, и силы духа в развитии нашего государства, а такие творческие тандемы художественных заведений станут залогом ее успеха.

, директор
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Творчий тандем музею Осмьоркіна та школи мистецтв в Кропивницькому

 

Творчий тандем музею Осмьоркіна та школи мистецтв в Кропивницькому

 

Творчий тандем музею Осмьоркіна та школи мистецтв в Кропивницькому

 

 

 

Источник