Творчество учеников Александра Осмьоркіна показали в музее в Кропивницкому

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

«Они любили его…» — под таким названием к 125 — летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося художника и педагога, профессора живописи Александра Осмьоркіна в художественно-мемориальном музее его имени открылась выставка произведений учеников художника.

 

Более сорока живописных и графических художественных произведений художников советской эпохи, среди которых такие знаковые имена, как: народный художник СССР А.А.Моисеенко, народный художник Белоруссии.А.Зайцев, заслуженные художники России.Ю.Нікіч, Г.А.Савинов и Н.П.Кончаловский, заслуженный художник Армении Есть.А.Асламазян и много других представляют особенности «живописной школы В.А.Осмьоркіна», которая сложилась в наиболее неблагоприятный для свободного искусства период 30-х –40-х годов ХХ века, удивительным образом сохранив отношения к искусству как проявлению свободной, самобытной творчества.

Воспитанию молодых художников В.А.Осмьоркін отдал тридцать лет своей жизни — с 1918 года преподает в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС/ВХУТЕІН), с 1932 по 1947 годы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (с 1944 г. им. И.Ю.Репина) и вместе с тем с 1937 по 1948 в Московском институте изобразительных искусств (с 1939 г. — Московский государственный художественный институт, с 1947 г. — ім. В.И.Сурикова).

Творчество и педагогика была для А.А.Осмьоркіна одним целым. В них он искал ответ на сложные вопросы – Что есть произведение искусства? Насколько важны в картине есть сюжет, тема, идея? Что есть в художественном произведении такого, что вызывает наш интерес, наше увлечение – живописная форма, цвет, колорит? И он нашел ответ – это именно искусство! Искусство как факт, в котором есть чувство, эмоция, живое движение. Оно рождает бессознательное желание сопереживать, співвідчувати, эмоционально напрягаться. Потому что первичное в нем жизнь, которая существует в формах и линиях, созданных в пространстве холста художником. Мазок, штрих, студия сами по себе ничего не стоят без художественной чуткости культурной среды общечеловеческой творческой преемственности и если этой чувствительности нет, то нет и жизни, нет искусства, а только ремесло, ученичество.

Свои идеи О.А.Осмьоркін доносил ученикам. Он делал это теми средствами и тем пониманием, которые были ему доступны, делал, не смотря на трагические вызовы времени. Цель метода профессора живописи А.А.Осмьоркіна — картина за гранью бытового, за чертой жанра, темы, сюжета, достижение того, что художник называл синтетическим искусством, это не значит, что все вышеперечисленные качества не имеют права на существование, но они лишь маленькая составляющая, частичка чего-то более значимого, более важного, того, что мы называем образом.

А.А.Осмьоркін не боялся внедрять новые формы, поощрял творческий поиск. Даже, когда от 1930-х годов искусство российских художников-передвижников стало навязываться как основополагающая линия системы социалистического реализма, он умудрился выбрать за пример творчество не только В.И.Сурикова, фактически запрещенных к распространению В.А.Иванова, М.М.Е, Н.А.Врубеля, видя в их творчестве близость к идеям импрессионизма и сезаннізму, защитником которых он оставался до конца жизни, удерживая прежде всего художественное, а не идейно-пропагандистскую составляющую. Так, например, на просмотре студенческих работ в апреле 1938 года В.А.Осмьоркін заметил: «Я думаю, что современная тема адекватная современным средствам изображения. Способы изображения открывают современное содержание не только тем, чтобы изобразить современных людей в виде красноармейцев, но какими-то другими способами выражения»

«Синтетическое художественное мышление», «живописность», «воспитание художника как человека всесторонне культурно развитой» направлены на развитие самодостаточной индивидуальности, которые отстаивал В.А.Осмьоркін явно противоречили главной идеологической линии советского общества — коллективизма. Приветствуя проявления индивидуального ремесленного мастерства художника-исполнителя, власти того времени определяла художника-экспериментатора, художника-исследователя как общественно неблагонадежного потенциального врага, продуцируя против него различные обвинения в формализме, распространении западных влияний в советском искусстве и тому подобное. Как замечает о том времени в статье «Контрасты и парадоксы советской культуры» искусствовед Н.Адаскіна: «Создавалось новое среда по своему образному содержанию. Его обитателем должна была стать молодая, жизнерадостный человек, не обремененная излишней эрудированностью и глубоким мышлением».

Для А.А.Осмьоркіна и его живописной школы конфликт достиг апогея в период 1946-1948 годов и закончился для художника отстранением в 1947 году от работы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Ю.Репина Академии художеств СССР, а в 1948 году в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Позднее, в 1949-1952 годах, началась судебная тяжба по поводу картины «Передовые люди автозавода им. Сталина», в которой О.А.Осмьоркіна обвиняли в несоответствии между художественными средствами реалистического отображения и идейным содержанием живописного произведения. Все эти события привели к тяжелой болезни и преждевременной смерти художника в 1953 году.

И не смотря ни на что, большое количество выпускников О.А.Осмьоркіна стала действительно яркими творческими личностями, самостоятельными, сильными живописцами, графиками, художниками театра и кино.А.Асламазян, М.А.Абегян, А.В.Бекарян, М.А.Бірштейн, А.Бы.Богаєвська, И.И.Витман, А.Г.Верейський, Ф.П.Глебов, И.И.Годлевский, Ф.М.Дорошевич, А.И.Жаров, Есть.А.Зайцев, Г.М.Зелинская, П.Н.Крылов, Н.П.Кончаловский, А.А.Лещинская,.В.Левик, А.А.Моисеенко, А.Ю.Нікіч, С.И.Осипов, В.Ф.Подковирін, Г.В.Павловский, Бы.В.Преображенский, А.В.Резван, Г.А.Рублев, Г.А.Савинов, И.С.Сошніков, В.В.Токарев, Из.Ш.Толкачев, В.К.Тетерин, Н.А.Фейгин, Я.М.Хаімов, М.В.Шкубер, С.М.Юнович. Это лишь небольшая часть общего списка тех, кто вышел из мастерской А.А.Осмьоркіна, но и она включает фактически весь языковой алфавит и широкую национальную географию. И независимо от того, насколько обществом или властью была признана их творчество, ученики А.А.Осмьоркіна оставались носителями сонцедайної світоглядності и высоких требований к профессионального художественного уровня художника. «Мы любили его, более того, мы боготворили его… А.А.Осмеркину как педагогу дано было, на мой взгляд, самое главное и дорогое – видеть в каждом студент художника, ему присуща способностью распознавать свойства таланта, его индивидуальную окраску, его своеобразие, он развивал эти особенности ученика», — писал в своих воспоминаниях народный художник СССР А.А.Моисеенко

Основные принципы, которые были заложены В.А.Осмьоркіним в художественной образовании нашли свое внедрение в педагогических студиях его учеников, которые преподавали в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Ю.Репина, Высшем художественном училище им. В.Г.Мухиной, Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова, художественных институтах в Киеве, Минске, Ереване, Одесском художественном училище и других художественных учебных заведениях.

Живописная школа В.А.Осмьоркіна, которая ярко проявила себя в 1960-х — 1970-х годах, предлагала другой от официально существующего путь художественного развития советской живописи. Настроены на романтический проявление открытых душевных чувств, художники школы В.А.Осмьоркіна внедряли интимность и камерность, обращение к личностным переживаниям, которые постепенно становились частью общественного мировоззрения.

Поэтому презентована в художественно-мемориальном музее А.А.Осмьоркіна выставка живописных и графических произведений художников – учеников А.А.Осмьоркіна дарит посетителям уникальную возможность окунуться в мир красоты, положительных эмоций и ощутить мощь всепобеждающей силы искусства.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

 

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

1939

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

1944і

 

 

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Хаімов Я.М.

1936
Холст, масло
64,5х59,5

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Лєщінська А.А.

1940
Холст, масло
50х44


Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Жаров А.И.

1944
Холст, масло
78х112

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Подковирін В.Ф.

1946
Холст, масло
57х72

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Юнович С.М.

1960-е
Бумага, темпера, пастель, уголь
63х62

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Павловский Г.В.

1965
968
Холст, масло
45х65


Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Скуінь А.П.

1984
Бумага, акварель
65х49,5

Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Верейський А.Г.

1986
Бумага, уголь, карандаш
64,5х50


Доробок учнів Олександра Осмьоркіна показали в музеї у Кропивницькому

Кончаловский М.П.

1978
Холст, масло
65х81

Фейгин М.А.

1988-1991
Оргалит, масло
58х70

 

Источник

Добавить комментарий