Украинское искусство эпохи «хрущевской оттепели» экспонируется в «Софии Киевской»

Українське мистецтво доби «хрущовської відлиги» експонується в "Софії Київській"

Только до конца января 2016 года в выставочном зале «Хлебня» Национального заповедника «София Киевская» экспонируется выставка «Большие надежды. Искусство Украины конца 1950-х – 1960-х годов», посвященная знаковому для нашего общества периода так называемой «хрущевской оттепели», когда почти все почувствовали легкое дуновение свободы и стали надеяться на лучшее будущее.

Тогда, в 1950-х годах, в масштабах страны развернулось массовое строительство новых жилых микрорайонов, и много семей жили в ожидании решения жилищных условий. В Киеве, территория которого значительно расширилась в послевоенные годы, реализовали проект общегородского значения – была открыта первая линия метрополитена, что улучшило сообщение между районами. Этот аспект жизни проиллюстрирован графическими проектами станций Метрополитена и экспериментального жилого массива Дарница (фонды Национального заповедника «София Киевская»).

Тема большого строительства нашла отражение в живописи, в частности у таких мастеров как В. Беляк, В. Гайдук, Г. Сокиринский. Изобразительное искусство на некоторое время приобрело черты открытости, в нем воцарилась высвобожденная индивидуальная творческая мысль, углубились контакты с мировой и запрещенной ранее собственным наследием. Ярким подтверждением возвращения к традициям национального модернизма является станковая керамика «софийской гончарные» Н. Федоровой (Г. Севрук, А. Шарай, А. Железняк). Дыхание «свободы» сказалось на произведениях художников-представителей официального искусства, стилистика которых значительно изменилась под влиянием веяний времени (С. Григорьев, Т. Яблонская).

Метод соцреализма в творчестве многих художников как бы отошел на второй план, уступая поискам новых лаконичных форм, применению нового художественного языка широких плоскостей яркого локального цвета, смелых композиционных решений. Вместо пафосных жанровых тематических картин художники начали создавать более камерные вещи о реальной жизни (Г. Григорьева, Есть. Волобуев, А. Захарчук, Ю. Химич), писать без прикрас и парадности портреты не идеологически мифологизированных героев, а людей своего круга — друзей-художников, артистов цирка, искусствоведов (А. Файнерман — портреты Л. Івківської, Л. Енгібарова, Г. Коваленко и Н. Каменского; М. Вайнштейн – портрет А. Агамян). Особенно быстро и ярко на стилистические изменения реагировали наиболее мобильные виды искусства – плакат и эстамп (А. Губарева, К. Кудряшова) и пластика малых форм (В. Щербина, А. Рапай, А. Жникруп).

Выставку можно осмотреть по адресу: г. Киев, вул. Владимирская, 24, с 10.00 до 17.00 без выходных.

Источник

Добавить комментарий