Уникальный вышитый «Кобзарь» Тараса Шевченко можно увидеть в Волынском краеведческом музее

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Волынского краеведческого музея , выполненный ровенской мастерицей Еленой Анатольевной Медведевой, встреча с которым состоится 10 мая в 12.00 час.

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Ой ленточка к ленточке

Мережаю три ночки.

Мережаю, вышиваю,

В воскресенье погуляю.

Тарас Шевченко

(«Ой ленточка к ленточке…»)

 

В неизбывной наследии духовной культуры нашего народа есть особая, исключительно важная ее часть – вышивка. Это классический вид украинского народного искусства, раскрывает неисчерпаемое богатство творческих сил народа, его несравненный талант.

Тарасу Шевченко, который родился и вырос в украинском селе, а потом после окончания Петербургской академии художеств жил и работал в Украине, хорошо было знакомо это рукотворное искусство.

Будучи на должности художника Киевской археографической комиссии Тарас Григорьевич много путешествовал Украиной: побывал в Киевской, Черниговской губерниях, ездил на Волынь и Подолье. Т. Шевченко не раз посещал село Качановка на Черниговщине, что известно как один из центров вышивки в Украине.

Творчество Тараса Шевченко насквозь пронизана любовью к народу, вниманием к его быта. Этнографическая реальность Украины XIX века. – органическое фон творческого наследия поэта. Ощутимой является внимание Тараса Григорьевича к вышивке как глубоко символического национального атрибута. Вспомним ключевой образ «шитої шелками платки» в стихах «Платок», «В воскресенье не гуляла…», или вышитой рубашки как основного компонента народной одежды в поэме «Княжна», описание традиционного повязывания старост рушниками во время сватовства в драме «Назар Стодоля», на офортах «Старосты», «Приятели» и тому подобное.

Украинская вышивка – это «молитва без слов». Поэтому появление вышитого «Кобзаря» является данью святой народной памяти украинского гения и самому искусству вышивки, которое жило и взрастало на нашей земле.

Идея создать такой своеобразный «Кобзарь» родилась на Ровенской земле, дорогами которой прошел Тарас Шевченко осенью 1846 года, когда добирался до Почаевской лавры. На земле, где свято и искренне уважают Шевченково слово, где создано Пересопницкое Евангелие и напечатано Острожскую Библию, где весна начинается с Шевченко.

За основу этого проекта было взято первое издание «Кобзаря» 1840 года. Издание, с которого начался путь Шевченкового слова до читателя.

С помощью техники вышивки (стебнівки) воспроизведено тексты восьми (без сокращений) поэтических произведений: «Думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополь», «Думка» («Зачем мне черные брови»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь». У названий произведений представлены авторские посвящения.

Вышитые тексты «Кобзаря» дополнен иллюстрациями. Так, воспроизведен шесть живописных произведений самого Тараса Шевченко, которые относятся к периоду его раннего творчества.

Иллюстрация «Освобождение апостола Петра из темницы» – это работа, библейский мотив которой перекликается с самым большим событием в жизни Т. Шевченко – увольнением его из крепостничества в 1838 году.

«Тополь» Тараса Шевченко является иллюстрацией к одноименной поэмы, которая посвящена Прасковье Петровской, сестре товарища Петра Петровского. Именно эта, юная и красивая девушка, стала прообразом главной героини поэмы «Тополь».

Акварель «Цыганка-гадалка» – особая в художественной судьбе Тараса Шевченко. В 1841 году он получил за нее от совета академии художеств серебряную медаль второй степени; того же года выставлял эту работу на академической выставке в Петербурге.

Масляный автопортрет, время выполнения которого совпадает с выходом «Кобзаря», поражает молодостью и одухотворенностью Тараса Григорьевича.

Иллюстрацию «Бандурист» Т. Шевченко выполнил в 1843 году во время первого приезда на Украину. Образ бандуриста сквозной и глубоко символичен в творческом наследии Кобзаря.

Безусловно, без внимания не могла остаться картина Тараса Шевченко «Екатерина». Создана она по мотивам одноименной поэмы, крупнейшего по объему произведения, напечатанного в «Кобзаре» 1840 года. Художественный образ обиженной судьбой девушки является своеобразным символом судьбы поэта, судьбы целой Украины.

Вся работа полностью ручная: печатные шрифты вышитые стебнівкою, а Шевченко картины – крестиком.

Читать вышитое Шевченково слово – читать историю жизни, боль и веру его народа только родным языком – украинским, к которой можно прикоснуться даже пучками пальцев и устами.

Искренний поклон всем, кто причастен к этому изданию!

С уважением

главный редактор «Креативной книги» Елена Медведева

и художественный редактор Анна Тимошок

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Унікальний вишитий «Кобзар» Тараса Шевченка можна побачити у Волинському краєзнавчому музеї

Источник

Добавить комментарий