В Барселоне прошла выставка, посвященная украинскому перформанса

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу

В начале октября украинские художники Мария Куликовская, Петр Армяновський и Виктория Миронюк приняли участие в перформативной программе Swab Barcelona — международной художественной выставке, которая объединяет галереи, кураторов, коллекционеров и молодых художников со всего мира. Десятый, юбилейный год международной выставки организаторы решили посвятить украинском перформанса. Кроме трех художников, представленных фондом ИЗОЛЯЦИЯ, на Swab Barcelona от Украины посетили еще Валентина Петрова и Михаил Коптев, которых отобрал Центр визуальной культуры.

Одна из участниц Виктория Миронюк сравнивает Swab Barcelona с киевским ГогольФестом в аспектах организации и концептуальной рефлексии, однако то, что основательно отличает этот фестиваль от Украинского — уровень финансирования и возможность встречи разных контекстов. С одной стороны, украинская перформативна программа на Swab Barcelona была приятной неожиданностью, которую инициировало украинское дипломатическое представительство в Барселоне. С другой стороны, те темы и работы, с которыми приехали украинские художники на эту ярмарку, имели большие шансы стать дополнительными экзотическими декорациями, если бы не одно совпадение. Ярмарка проходила в то же время, что и референдум о независимости Каталонии, который Мадрид считал нелегальным и в конце концов попытался жестоко разогнать. Именно этот контекст позволил найти свои точки пересечения с работами украинских перформеров.

Работа Петра Армяновського «Донецк: черное и красное», о его родной город, граничила с акционизмом. В перформансе он использова угля и розы, которые считались символами Донецке. Цветы, зафиксированные на обнаженном теле с помощью степлера, были метафорой болезненного связи человеческой телесности со «своим» городом.

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу

Все изображения предоставлены фондом ИЗОЛЯЦИЯ

Петр рассказывает, что «пытался найти в Киеве настоящий уголь — антрацит, которое сверкает маслом в лучах солнца. Это одно из воспоминаний вычеканен в моей памяти о родной Донецк, которому был посвящен перформанс. На всех складах в Киеве продаются обычные мелкие угольные «орехи». Поиски привели меня в Академию наук Украины. «Ты художник? Держи и рисуй», — сказал пожилой мужчина в напівзакинутому Институт угля и передал велий кусок антрацита. Я уже несколько лет не был в Донецке… Один день кусок антрацита стоял на выставке как другие ценные картины и инсталляции. Люди подходили, фотографировали, трогали. Я разбил эту реликвию в поисках места для нового. Кажется, мои ярость и боль были понятны свидетелям перформанса. Несколько кусочков донецкого антрацита нашли себе место в карманах гостей и, возможно, жителей Барселоны».

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу 

«Плот. Крым» Марии Куликовской — странствующий остров-парламент переселенцев из Крыма, которые вынуждены были мигрировать с оккупированной территории в силу политических убеждений после «референдума» 2014 года. Перформанс Марии напоминает об уязвимости и беззащитности людей, которые потеряли свои дома, и призывает к солидарности с ними. Этот перформанс получил дополнительные коннотации о политическую неопределенность таких территорий как Каталония или Страна Басков.

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу

Виктория Миронюк в своем перформансе «Красная свадьба», исследовала перформативные схемы советского обряда бракосочетания. Игровая реконструкция ритуала приглашала участников подумать над тем, что осталось от истории, что ознаменовалось радикальными концепциями любви, гендера и сексуальности и что она может сказать о наше (пост-революционное) настоящего. Виктория заметила, что во время «церемонии» в Барсе, ей пришлось женить пару незнакомцев, которую определил лотерейный розыгрыш. Как оказалось позже, оба невест работали на SWABі перформерами и ходили выставкой в масках с огромными головами и раздавали листовки о своей незнайдену любовь. Каждый из них работал в тех самых часах, в том самом помещении, и в почти идентичных костюмах, но познакомиться им довелось уже при торжественных присягах товаришевої любви на коммунистическом свадьбе. Радости от чего они не скрывали.

У Барселоні пройшла виставка, присвячена українському перформансу

В один из дней, перформеры решили посетить местный музей современного искусства МАСВА. На входе в музей им раздавали листовки, которые разъясняют суть протеста. Работники музея уже в течение месяца пропускали всех посетителей бесплатно и требовали таким образом не только прекратить увольнения коллег из института, но и улучшить свои условия труда. Гуляя, после музея, на одной из пустых улиц, они неожиданно стали участниками касеролади (caserolada). Люди один за одним вихилялися с балконов и играли на домашнем утвари ритмы, которые сливались в мелодию монолитности, похожие на трубы сопротивления, но на этот раз уже против независимости.

Виктория Миронюк так прокомментировала этот опыт: «Несложно передать идейную суть этого случайного для нас действа. Но кроме политического контекста, в этом импровизированном флешмобе присутствовала и определенная таинственность ритуала единения, логику и законы которой, кажется, невозможно понять, разве что уловить ее поезис. Я этот процесс называю синхронизацией и нередко досвідчую в труде и быту. Никогда не известно, что именно предусматривают эти случайные встречи людей (красных) свадьбах, в общественном транспорте или фестивалях».

Участие украинских перформеров в Swab Barcelona стала возможна при поддержке Генерального консульства Украины в Барселоне.

* * *

Мария Куликовская родилась в городе Керчь, Крым. Закончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры в Киеве. Является автором многочисленных выставок, акций и событий среди которых: Война и мир (Мариуполь, 2016), 9 мая (персональная выставка, Лондон, 2016), 1 мая (Лондон, 2016), Happy Birthday (Лондон, 2016), #Onvacation (Венецианская биеннале современного искусства 2015).

Петр Армяновський начинал свою художественную деятельность в Донецком альтернативном театре Жуки. Учился в Киеве, Львове, Москве, в том числе «Школе перформанса» под руководством Януша Балдыги. Принимал участие в качестве перформера во время ретроспективной выставки Марины Абрамович в Москве.

Виктория Миронюк закончила курс теории культуры в Киево-Могилянской академии, магистерскую программу из современных сценических практик в Мадриде (MPECV) и последипломную программу из художественного исследования в Брюсселе (A. PASS). Занимается междисциплинарными проектами на грани перформативних, учасницьких практик и визуального искусства. Среди прочего, представляла свои работы на фестивалях, в галереях и театрах Украины, Испании, Бельгии, Польши, Щвейцарии, Аргентины и Перу.

Источник