В Киеве открылась выставка украинского медиа-арта 90-х

У Києві відкрилася виставка українського медіа-арту 90-х

1 марта в киевской «Галерее в Доме Мастер Класс» состоялось открытие выставки «Метода», созданной кураторской группой Открытого архива украинского медиа арта (ВАУМА). Это уже третий проект, подготовленный в рамках Кураторской лаборатории — совместной работы четырех независимых кураторских коллективов, организованной по приглашению центра «Дом Мастер Класс» по инициативе Лізавети Герман и Марии Ланько.

 

У Києві відкрилася виставка українського медіа-арту 90-х

Фрагмент нет-арт работы «City Interactive» от akuvido


В коллекции ВАУМА входит net.art (нет-арт) украинской группы художников akuvido (Анна Куц и Виктор Довгалюк), созданный в 2000-х в Берлине и Роттердаме. Сложность его архивации связана со сложностью его материальной репрезентации. Кроме того, сайт с работами художников может исчезнуть в любой момент, как только его перестанут поддерживать: Анны Куц, творческого двигателя группы, уже 10 лет как нет в живых, а Виктор Довгалюк, живя в Берлине, почти не выходит на контакт. Не менее сложными для архивирования есть видеоработы, созданные группой «Таран» (так назывались Куц и Довгалюк в львовский период своего творчества) в 1990-х. Их было оцифровано Центром городской истории Центрально-Восточной Европы с VHS-кассет львовского художника и фактического соавтора видео группы «Таран» Альфреда Максименко. Проект в жанре generative art «360 БЬЮ» (1998) передала в ВАУМА співкураторка ІнфоМедіаБанку (программы для медиа-художников в киевском ЦСИ Сороса в кон. 1990-х – нач. 2000-х) Наталья Манжалий, которая непосредственно занималась созданием этой работы.

 

У Києві відкрилася виставка українського медіа-арту 90-х

Скриншот с відеороти «Призма 6+1» (1997), авторы: Альфред Максименко, Анна Куц, Виктор Довгалюк, Екатерина Кот


Кураторы комментируют ход работы над выставкой: «Имея не слишком много исходных данных, мы начали кураторское исследование, которое иногда больше напоминало детективную историю. Во время рабочей встречи в рамках Кураторской лаборатории Юрий Кручак рассказал про свои студенческие годы в Харьковском государственном художественном училище, где он пересекся в 1989 с Анной Куц. Обратившись за более подробной информацией о akuvido до Альфреда Максименко, в мастерскую которого Анна Куц попала уже во Львовской национальной академии искусств в начале 1990-х, мы поняли, что группировка «Таран» — это не только Куц и Довгалюк, но и мастер Анны Максименко».

 


Скриншоты с видео защиты дипломного первой мастерской Альфреда Максименко

 

Фактического разрешения на хранение и демонстрацию видео akuvido в ВАУМА нет. Выставка в «Галерее в Доме » Мастер Класс» является результатом исследования их ранних работ и методы педагогической Максименко, который повлиял на akuvido и ряд других львовских медиа-художников. Также это попытка рассказать о творческое становление группы, которая в свое время успешно вошла в общеевропейский контекст развития медиа-искусства, но сегодня является малоизвестной. Вслед за проектом Дата Чіголашвілі и Нине Палавандішвілі, что продолжается в галерее-лаборатории с середины января и частично остается в экспозиции, «Метода» ставит вопрос сложности архивирование определенных художественных, чаще всего нематериальных объектов, а также архивации артефактов 1990-х годов, которые кажутся діахронічно все еще слишком близки для того, чтобы их исследовать и музеефицировать.

Источник

Добавить комментарий