В Киеве покажут наследство одесского нонконформистского движения в СССР

У Києві покажуть спадок одеського нонконформістського руху в СРСР

С 3 по 21 мая в Dymchuk Gallery будет проходить выставка «Одесские нонконформисты», в которой будет представлены работы известных художников одесского, неофициального с советских времен, искусства: Валерия Басанца, Владимира Стрельникова, Евгения Рахманина, Виктора Маринюка, Олега Волошинова, Александра Ствола, Владимира Цюпко, Василия Сада, Сергея Савченко. Выставку составят живописные и графические работы 70х‒2000х годов.

У Києві покажуть спадок одеського нонконформістського руху в СРСР

Басанец Валерий, Вторжение

Известно, что в начале 60х годов художественный нонконформістський движение появилось во многих городах Украины: Харькове, Днепре, Николаеве, Ивано-Франковске, Ужгороде, и, конечно, во Львове, Киеве и Одессе. Движение это является своеобразным эхом «расстрелянного возрождения», воспользовался случаем в ситуации ослабления давления со стороны советской власти на недолгое время, и будто перезагрузил художественная жизнь во всех регионах. В Одессе, так далеко расположенной от тогдашнего центра, жизнь на периферии как на курорте сформировало у жителей в основном аполитичный темперамент. Так случается, когда человек с самого детства живет рядом с таким крупным объектом, как море — то все остальное кажется незначительным. Поэтому и работы нонконформистов в основном камерные по формату: абстрактные пейзажи, портреты или натюрморты.

У Києві покажуть спадок одеського нонконформістського руху в СРСР

Ствол Александр. Тема-И

Молодые одесские художники заинтересовались искусством французских импрессионистов, каталоги с репродукциями которых начали привозили в Одессу в то время из Венгрии, Польши и других восточноевропейских стран. Но в целом времена импрессионизма — это конец ХІХ–начало ХХ века, а речь идет о 60-е годы. Соцреализм было ими отвергнуто ради чистого искусства, свободного от идеологического давления. Можно сказать, что их творческая линия — то продолжение модернистского течения южно-украинского искусства начала ХХ века, которую переломила в 20х30х годах господствующая еще полвека соцреалістична парадигма. Это новейший модернизм, дополненный собственными художественными достижениями и собственным художественным дискурсом. От тех пор эта художественная течение, в которую входят авторы с различными, хорошо узнаваемыми голосами, составляет явление герметичное. И это также дает возможность лучше его исследовать, как отдельное направление современного искусства, что артикулирует художественные и этические принципы не характерны для течений современного искусства, возникших позже. Духовном предоставляется преимущество от светского, мистическом от обыденного, вместо иронии – пафос. Нонконформизм проявляется не только в том, чтобы противостоять влиянию бывшей государства на творчество, а в том, чтобы противостоять любому давлению на свободу.

Стрельников Владимир. Без названия

Источник

Добавить комментарий