В Музее писанковой росписи открылась выставка традиционных подсвечников-трійць

У Музеї писанкового розпису відкрилась виставка традиційних свічників-трійць

У Музеї писанкового розпису відкрилась виставка традиційних свічників-трійць

Накануне рождественских праздников в музее писанковой росписи открылась выставка традиционных подсвечников-трійць, деревянных ручных крестов из коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Й. Кобринского и репродукций поздравительных повстанческих листовок.

 

Символ Троицы для украинцев имел сакральное значение с давних времен. Уже в языческих верованиях он означал триединство божества. С приходом христианства появилось глубже, богословское трактовки Троицы. Оно нашло отражение и в культурной и художественной традиции нашего народа – цикл рождественских праздников объединяет три празники. Выставка «Троица» также символично соединила три составляющие.

У Музеї писанкового розпису відкрилась виставка традиційних свічників-трійць

В экспозиции представлено 36 резных подсвечников-трійць церковно-литургического и обрядово-бытового назначения неизвестных авторов Коломыйского, Косовского, Верховинского и Надвирнянского районов Ивано-Франковской области. Всего в коллекции Музея, которая является одной из крупнейших и ярких в Украине, сохраняется 113 деревянных подсвечников. Большинство из них представляют ХІХ ст., остальные – начало ХХ века. и лишь единичные датированы кон. XVIII века. Есть среди них и изделия, на которых указаны имена мастеров.

В народной культуре подсвечники занимают особое место, поскольку выходят за пределы литургического пространства и хранят в себе отголоски древних языческих верований. Об этом свидетельствуют впечатляющие по своим художественным мастерством сочетание христианских мотивов: крест, Распятие с пристоящим, ангелов, виноградной лозы; с мифологическими: украшенной оригинальным знаками, деревом жизни, антропоморфными ликами и зооморфными элементами. В этих произведениях, преимущественно безымянных авторов, отражено народное мировосприятие религии, традиций, окружающей природы, красоты.

У Музеї писанкового розпису відкрилась виставка традиційних свічників-трійць

Наиболее распространенными с точки зрения конструкции является тройке тризубоподібної формы и такие, что состоят из подковообразного корпуса, соединенного в верхней части горизонтальной перекладиной. Такие подсвечники, выполненные в технике круглой резьбы, часто украшали головками ангелов с крыльями или без них. Несмотря на внешнюю однотипность сюжета, каждая из таких трійць является уникальной.

Подсвечники наиболее полно, в сравнении с другими видами народного искусства донесли до наших дней отголоски древних верований. Одним из самых распространенных культов человечества был культ Солнца, который также сохранено и передано в гуцульских трійцях в виде лицо в обрамлении лучей. В коллекции Музея хранятся подсвечники-тройке с такой трактовкой. Самым распространенным символом Солнца в народной культуре выступает изображение шести — и восьмилепестковой розетки. Народные мастера широко использовали ее в украшении подсвечников-трійць. Впоследствии их дополнили христианскими символами – гроздьями винограда, крестами, распятиями с пристоящим, голубями, головками ангелов и разрисовывали разными красками. Подсвечники украшали и растительными композициями со сплетение дубовых листьев, виноградной лозы, древнего символа дерева жизни. Очень часто украшали троицы и деревянными колокольчиками – «дармовисами».

У Музеї писанкового розпису відкрилась виставка традиційних свічників-трійць

На творчестве народных мастеров отражались художественные европейские тенденции, что ярко прослеживается в украшении подсвечников-трійць. Если манере резьбы трійць XVIII — i половины XIX века. присущ влияние барокко, то с конца XIX — начала ХХ века. они имеют немало признаков сецесійної резьбы.

Гуцульские и покутские подсвечники-троицы – это уникальное художественное явление в области малой деревянной пластики.

Наряду с подсвечниками-трійцями в экспозиции представлено 27 ручных крестов И половины ХІХ – начала ХХ века. неизвестных авторов из Коломыйского, Косовского и Верховинского районов Ивано-Франковщины и Золотого Потока Тернопольской области, славившемся монастырскими художественными мастерскими.

Такие кресты и по сей день используют во время богослужений, а также вместе с подсвечниками-трійцями во время освящения воды на Крещение. Представленные на выставке произведения традиционной народной культуры в сакральной тематике дополняют атмосферу торжества Рождественских праздников и раскрывают интересный и самобытный колорит праздников зимнего цикла в Карпатах.

Выставка демонстрирует большое разнообразие форм и богатство отделки деревянных подсвечников-трійць и ручных крестов, восхищает талантом самобытных гуцульских и покутских мастеров.

Источник

Добавить комментарий