В музее Шептицкого представили «портрет» Львова XVIII ‒ XIX веков

У музеї Шептицького представили «портрет» Львова ХVІІІ ‒ ХІХ століть

15 декабря в Национальном музее во Львове им. А.Шептицкого состоялось открытие выставки «Портрет города. Львов конца XVIII — первой половины XIX века». О проекте, приглашает окунуться в историю города через произведения искусства, пишет Оксана Жеплинська, заведующая отделом украинского искусства XVIII –нач.ХХ ст.

Выставка «Портрет города. Львов конца XVIII — первой половины XIX века» призвана через произведения искусства передать образ Львова в один из важных отрезков его истории: когда Галичина после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году перешла в состав Австрийской империи, а город стал столицей новообразованного на территории бывшего Галицкого княжества, Королевства Галиции и Лодомерии. Новые порядки в Галиции, которые вводили австрийские правители Мария Терезия (1717-1780) и Иосиф II (1741-1790) изменили лицо Львова, как его внешний вид, так и структуру общественной жизни. Представленные на выставке памятники, созданные в конце XVIII — первой половины XIX в., принадлежат тогдашним художникам, которые работали во Львове и сами были свидетелями событий, происходивших тогда в городе. Они служат лучшими аутентичными документами раскрытия тех изменений. Выставка является своеобразной ретроспекцией, которая имеет целью с помощью древних видов города и портретов его жителей вернуть зрителя в прошлое Львова, погрузить в тогдашнюю атмосферу, передать настроение города, рассказать о самые разнообразные сферы жизни: быт, культуру, искусство, образование, политику.

Экспозиция начинается с портрета князя Льва Даниловича, что принадлежит перу выдающегося львовского художника конца XVIII — начала XIX века. Луки Долинского (1750-1824), также представлено портретную галерею австрийских чиновников, которые привели к созданию новой истории города: императоров Марии Терезии, Иосифа II, Леопольда II Габсбурга (1747-1792), Франца II (1768-1835), Фердинанда i (1793-1875), губернатора Галиции 1801-1806 лет Йозефа Урмені. Украинский Львов конца XVIII в.., представляют портреты митрополита Киевского и всей Руси Льва Шептицкого (1717-1779) и епископа Львовского Петра Билянского (1736-1798). Также образ Львова последней четверти XVIII века. дополняют древние панорамные виды города.

У музеї Шептицького представили «портрет» Львова ХVІІІ ‒ ХІХ століть

Все изображение предоставлено организаторами

Во втором зале экспозиции представлен обновленный образ города. В конце XVIII — начале XIX века. Львов потерял свой средневековый облик и превратился в город Нового времени с новыми улицами и домами, парками и скверами. Популяризации архитектурных пейзажей города и его живописных окрестностей способствовала литография. Самое многочисленное на выставке представлены литографии с видами Львова чешского художника Карла Ауэра (1818-1859), который жил и работал в городе с конца 1830 года. Наряду с литографиями представлены также акварельные виды города Антона Лянге (1774-1842), Августа Ґаттона (г. род. и г. см. невод.), Теофила Чишковського (бл. 1790-1848).

Следующая часть экспозиции представляет художественную жизнь Львова первой половины XIX века. В это время в художественной жизни города співдіяли разные художественные традиции, носителями которых были и местные, и иностранные мастера: австрийцы, чехи, немцы, поляки. Главным объектом интереса художника в первой половине ХІХ ст., как и в предыдущую эпоху, оставалась человек, а как ведущий жанр живописи дальнейшем доминировал портрет. На выставке представлено большое портретную галерею жителей города, которую выполнили львовские художники первой половины XIX века. Это — произведения художников-иностранцев, которые приехали во Львов в австрийский период, Йозефа Пічмана (1758-1834), Кароля Швейкарта (1772-1855), Йозефа Рейхана (1772 — 1817/1822), а также работы местных мастеров Карла Аренда (1815 — после 1867), Мартина Яблонского (1801-1875), Александра Рачинского (1822-1889), Алоизия Рейхана (1807-1860), Корнелия Шлеґеля (1819-1870) и других.

В первой половине XIX века. в Галичине постепенно утверждались идеи национального возрождения. Образы первых просветителей Галицкой земли, выдающихся общественных, образовательных и церковных деятелей нашли свое воплощение в произведениях искусства первой половины XIX века. — в живописи и в популярной на то время технике литографии. На выставке представлены портреты первого митрополита Галицкого Антония Ангеловича (1756-1814), епископа Львовского Николая Скородинського (1759-1805), митрополита Галицкого Михаила Левицкого (1774-1858), выдающегося педагога Ивана Лавровского (1773-1846), историка Михаила Гарасевича (1763-1836) и других.

Завершает экспозицию зал, в котором запрезентовано Львов периода «Весны народов». Революционные события во Львове в 1848 году нашли свое продолжение в тогдашнем изобразительном искусстве. Выставка представляет произведения, которые изображают важные моменты из истории национально-освободительной борьбы галицких украинцев. Рисунки с изображением зданий разрушенного Львовского университета, пожара Львовской ратуши вспоминают о бомбардировке города 2 ноября 1848 года. В то же время ряд пейзажей Львова середины XIX века. направляет в будущее города, которое продолжало перестраиваться и, преодолевая новые испытания, побеждать.

Экспозицию выставки сформировали произведения, которые принадлежат Национальному музею во Львове им. А. Шептицкого, Львовской национальной галереи искусств им. Бы. Возницкого Львовской национальной научной библиотеке Украины им. В. Стефаника, Львовскому историческому музею, музею этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины и частным коллекционерам.

Оксана Жеплинська

Выставка продлится в главном здании НМЛ им. А.Шептицкого (просп. Свободы,20) до 4 февраля 2018 года.

Источник