В Национальном музее народного искусства Гуцульщины и Покутья открыли выставку «Текстиль как оружие»

У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

В Национальном музее народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Й. Кобринского торжественно открыта выставка «Текстиль как оружие», на которой представлены работы львовских художниц-дисиденток, мастеров художественного текстиля, участников национального Движения сопротивления, членов Украинского Хельсинского союза Наташи Паук, Леси Крипякевич и Стефании Шабатури.

 

Данная выставка, посвященная 99-й годовщине со дня провозглашения Западно-Украинской Народной Республики. Это событие объединило трех репрессированных художниц. Жизненные судьбы Натальи Паук, Стефании Шабатури и Александры Крипякевич и их семей созвучны с исторической ретроспективой борьбы украинского народа за восстановление собственной государственности.

Помня детство, проведенное в ссылке (отец Н. Паук, как проводник УПА, был замучен НКВД; отец О. Крипьякевич сослан в Сибирь за священническое служение, С. Шабатура из семьи церковных строителей, в которой лелеяли патриотическую идею), подруги со студенческих лет жили по правилам конспирации.

От родителей они получили в наследство чувствительный общественный нерв, который реагировал на все процессы в государстве и Церкви. Подвиг отцов и дедов накладывал обязанность и осознание своей ответственности перед их памятью и грядущими поколениями. Подобно Франко Моисея, они чувствовали себя благословенными на «путешествие веков из духа печатью».

У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

Неся эту печать молодые художницы присоединились к движению за возрождение независимой, самостоятельной Украины – диссидентского движения. Творческая работа была единственным оружием, которым они могли бороться. На гобеленах Стефании Шабатури гордо поднимали головы проводники украинского духа – Олекса Довбуш со своими опришками, Леся Украинка, мифическая Кассандра с предсказанием упадка Трои прочитувалося как свидетельство краха советского союза. Молодая художница художественными средствами совершала смелые политические акты, которые спровоцировали арест Стефании Шабатури и жестокое наказание – ссылка в женского концлагеря в Мордовской АССР.

В то же время подверглись преследованиям ее две ближайшие подруги-художницы Наталья Паук и Александра Крипьякевич. Усадьба пани Леси и ее мужа Романа, сына украинского историка Ивана Крипякевича, в то время была тайным местом собраний и самиздата антисоветской литературы. Как художницы, Наталья Паук и Леся Крипьякевич предсказывают освобождение Украины от коммунистического ига своим совместным полотном «Пробуждение», на котором женщина-Украина говорит «Вставай, хто живий, в кого думка повстала, час труда наступила…!».

Сегодня на осмотр перед коломыйский общественностью выставлены гобелены, в которые авторы внесли сакральные символы, знаки времени, присущие нации и ее будущем. В них отражена жизнь трех львовских подруг – жертв преступного режима, профессионалов и общественных деятельниц, жизни настоящей украинской элиты, основанное на вере в возрождение и расцвет государства Украины.

 

.

 
У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

У Національному музеї народного мистецтва Гуцульщини та Покуття відкрили виставку «Текстиль як зброя»

Источник