В Опошне продолжается первая Украинская биеннале художественной керамики

В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Уже несколько месяцев в поселке Опошня на Полтавщине продолжается выставка работ участников первой Украинской биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского. О проекте рассказывает сотрудница Национального музея-заповедника украинского гончарства Жанна Невкрита.

В 2017 году истекает столетие со времени основания и официального открытия первой высшей художественной школы в Украине – Украинской академии искусства. 1917 года этого национального великана подняли могучие титаны – золотая плеяда художников, которых возглавил першообраний ректор – Василий Григорьевич Кричевский (1873-1952), архитектор, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, художник театра и украинского кино, искусствовед, педагог, коллекционер, самая харизматичная фигура украинского искусства первой половины ХХ века. Его незаурядный талант подарил многим уголкам Украины настоящие жемчужины культуры. Гончарском местечке Опошне, в Полтавской области, Василий Кричевский навсегда отдал свою любовь к украинского гончарства.

В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

«Композиция без названия» Александра Мирошниченко (Кочеток, Харьковская область) – обладатель Золотой награды Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло

Его влияние на развитие гончарного промысла в Опошне исследователи считают определяющим, ведь художник поддерживал, популяризировал и коллекционировал творчество местных гончаров, утверждал городок как один из величайших центров народной художественной культуры украинцев.

Сейчас, в честь памяти Василия Кричевского и по случаю 100-летия основания Украинской Академии Искусств в Опошне свои истоки получила новейшая художественное событие – Украинская биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского.

В Украине это первый подобный проект не только отражает новые направления развития художественной керамики, но и объединяет украинское сообщество с мировыми художественными тенденциями: биеннале как явление в области художественной керамики уже стало традиционным для Израиля, Италии, Польши, Португалии, Франции.

Национальная художественная акция в области художественной керамики, которая в дальнейшем будет происходить каждые два года, имеет целью представление и поддержку творчества современных художников Украины и других стран, определение лучших произведений в области художественной керамики. Идея биеннале и ее воплощение принадлежат спільнодумцям – Национальному музею-заповеднику украинского гончарства и Благотворительному фонду «Дар» (Украина), патроната и активного содействия которого в Украину возвращается заокеанская наследие семьи Кричевских.

В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Композиция «Шаткое равновесие» Ольги Безпалкив (Львов) – обладатель Гран-при Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло

К организации биеннале в Опошне присоединились Министерство культуры Украины, Министерство образования и науки Украины, Национальная академия наук Украины, Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, Национальная академия искусств Украины, Институт керамологии – отделение Института народоведения НАН Украины, Институт проблем современного искусства НАМ Украины, Институт культурологии наи Украины, Национальный союз художников Украины, Украинский фонд культуры, Львовская национальная академия искусств, Общественная организация «Конгресс украинских керамологов».

Украинская биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского состоялась в несколько этапов. Основатели сформировали из числа отечественных художников-керамистов, керамологов, художественных критиков и искусствоведов Жюри, которое рассмотрело поданные заявки, определило участников конкурсной выставки. Таким образом, к участию попали работы, изготовленные в течение января–мая 2017 года, которые ранее не экспонировались.

В первый год проведения проект уверенно пересек границы и привлек к участию художников чужеземных государств. В Опошне появилась уникальная экспозиция, которая презентовала 103 произведения 61 художника-керамиста Украины (Винницкая, Ивано-Франковская, Закарпатье, Киевщина, Кировоград, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Харьковская, Черкасская), а также Республики Беларусь, Польши и Бразилии.

Вернисаж биеннале, состоявшегося 22 сентября 2017 года в Художественной галерее Центра развития духовной культуры Музея гончарства, продемонстрировал многогранность сюжетов и концептуальное видение художников керамики. Стилевую палитру составила академическая художественная керамика, а также произведения народных мастеров-гончаров. Член Жюри – искусствовед, науковиця, президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков АИСА под эгидой ЮНЕСКО Зоя Чегусова дала высокую оценку работам участников: «Экспозиция предстала феноменальной художественной панорамой, удостоверяющий: керамика, которая появилась в начале человеческой цивилизации, и сегодня остается безграничным полем свободного творческого поиска и технологических экспериментов, испытания инновационных форм, попыток найти пригодные для керамики средства выразительности живописи, графики, скульптуры и попытки совместить архаичность с новаторством».


В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Композиция «Пионы» Ирины Марко (Львов) – обладатель Серебряной награды Украинской биеннале художественной керамики
Фото Тараса Пошивайло


В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Фрагмент экспозиции Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло


Весомости биеннале добавила существенная особенность – выделение творчества известных керамистов и младшего поколения, которое уверенно заявило о креативности поиска технологий. Оригинальная стилевая манера обозначила произведения Юрия Войтовича, Марка Галенко, Сергея Герасименко, Анны Друль, Игоря Ковалевича, Анны Лысик, Юрия Мусатова, Евгения Овчарика, Елизаветы Портновой, Сергея Радько, Владимира Шаповалова. Одновременно экспозицию ощутимо обогатили новые творческие решения Зинаиды Близнюк, Натальи Зубань, Ксении Жижій, Зореславы Крицкалюк, Алины Литвиненко, Юрия Мирка, Молодого человека Дмитрия, Максима Таранова, Анны Чавус и других молодых художников. Отдельное внимание в экспозиционном пространстве получили работы участников чужеземных стран: Розаліни Бусел и Екатерины Міхнюк (Республика Беларусь), Мацея Касперского и Кшиштофа Розпондека (Польша), Росани Бортоліні и Вивиане Диль (Бразилия).

Оригинальность стилевой манеры, мастерство технических приемов, подчеркивающих идейный концепт, стали для Жюри определяющими в выборе лучших произведений. Бронзовую награду биеннале получил гончар Анатолий Шкурпела (Опошня, Полтавщина) за подсвечник «Возрождение». Переняв ремесло от отца – Александра Шкурпелы, молодой мастер уверенно продолжает в своей самобытной творчества гончарные традиции Опошни: «Все работы поднимают уровень мастерства, поэтому я стараюсь совершенствоваться в следующих произведениях – этим самым заинтересовывать людей опішненською керамикой и народным искусством в целом».


Львовская художница Ирина Марко воплощает в глине собственную философию созерцания окружающего мира. На создание композиции «Пионы», получила Серебряную награду биеннале, ее вдохновило цветение цветов – от бутонов, цветущих бутонов до последних опавших лепестков. «В этом было все – красота творения, текучесть времени, маленькие вселенные в белом, розовом, бордовом, которые демонстрируют абсолютную Божественную красоту, – прокомментировала керамист идею своего произведения. – Для меня важно было создать композицию из напряженных и расслабленных ритмов, из наполненных форм и элементов, которые тяготеют к развитию. Зритель должен почувствовать, что в работе присутствует динамика ветра – движение по кругу и до середины, очень характерны для натуры линии, придающие произведениям объемной пластичности. В конце концов, белый цвет – как белый свет с нежными полутонами, белый Вселенная с тишиной нежного перламутра, белый с заколисуючими ритмами – сознание останавливается, и начинается твой личный диалог с Богом».

В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Фрагмент экспозиции Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло

В Опішному триває перша Українська бієнале художньої кераміки

Фрагмент экспозиции Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло

Творчество художника-керамиста Александра Мирошниченко (Кочеток, Харьковская область) настраивает на особый диалог: художник откровенно и глубоко осмысленно говорит со зрителем на вечные темы Бытия. Его «Композиция без названия», получила Золотую награду, символизирует уход человека в другие миры. «Глина и сосуд – это память и душа. Язык искусства стоит понимать ощущением. Это сложное переплетение чувств, эмоций, воспоминаний, определений», – отметил автор во время награждения.

Обладателем Гран-при Украинского биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского Жюри выбрало композицию «Шаткое равновесие» Ольги Безпалкив (Львов). Легкая и прозрачная вигиниста конструкция – поразительно совершенное воплощение баланса внутреннего мира человека и общественных отношений. Об идее победного произведения художница отметила: «Эта работа является своеобразным памятником для переживаний нашего настоящего».

Награждение победителей состоялось при участии правнука Василия Кричевского – Василий Линде-Дункана и председателя Правления Благотворительного фонда «ДАР» (Украина) Валентины Подгорной. Отметила лучшие произведения и внучка Василия Кричевского – Екатерина Кричевская-Росандич (Маунтин-Вью, Калифорния, США), которая предоставила один из денежных грантов, а также направила для всех участников альбомы произведений живописи Федора Григорьевича Кричевского (1879-1947). Несмотря на разнообразие средств художественной выразительности, которые представили художники и народные мастера, кроме Гран-при и основных наград, участникам были вручены специальные награды от организаторов.

Фрагмент экспозиции Украинской биеннале художественной керамики

Фото Тараса Пошивайло

Украинское биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского стало беспрецедентным событием в мировом искусстве, которая расширила современные представления о художественных свойствах глины, демонстрируя современные творческие идеи, виртуозное освоение новых технологий. Во второй раз самые актуальные тенденции развития художественной керамики Опошня представит 2019 года.

Источник