В Харькове покажут масштабный проект о Курбасе и «Березиль»

У Харкові покажуть масштабний проект про Курбаса та «Березіль»

18 января в 18.00 в харьковском арт-пространстве YermilovCentre (Площадь Свободы, 4) состоится открытие выставки «Курбас в Харькове».

 

В 1920-х годах в Харькове был один из лучших театров в мире – «Березиль», который создал Лесь Курбас. Выставка в YermilovCentre именно об этом: что сделал Лесь Курбас?

 

В начале 1920-х в «Березолі» экспериментировали с движением и новейшими медиа в театре. Эти поиски жители Харькова могли увидеть во время гастролей киевского Художественного объединения «Березиль» со спектаклями «Газ», «Джимми Гіґґінз», «Макбет» в 1923-1924 годах. Теперь режиссерские концепции этих спектаклей можно увидеть именно на выставке «Курбас в Харькове».

 

У Харкові покажуть масштабний проект про Курбаса та «Березіль»

Лесь Курбас

Все изображение предоставлено организаторами

Лесь Курбас и театр «Березиль» переезжают в Харьков из Киева в 1926 году и ставят перед собой новую цель – создавать средствами театра новую украинскую урбанистическую культуру, представить Харьков как столицу Украины. Ярче всего это художественное задание проявилось в представленных на выставке в Ермиловцентре спектаклях «Березоля» «Народный Малахий» (1928), «Алло, на волне 477!» (1929) и «Мина Мазайло» (1929).

 

На выставке можно будет услышать как действительно звучала спектакль «Народный Малахий». Уникальная запись первого действия спектакля в исполнении ведущего актера театра Курбаса Иосифа Гирняка был осуществлен в 60-е годы в Нью-Йорке. До выставки мы записали песню «Харьков, Харьков» из спектакля «Алло, на волне 477!» – джаз-гимн этого города.

Специально для этого проекта воспроизведено сценографию спектакля «Алло, на волне 477!» – музыкального ревю, которое представляло новую украинскую популярную культуру как часть новейших трендов Америки и Европы, а также космическую сценографию к «Мины Мазайло».

 

У Харкові покажуть масштабний проект про Курбаса та «Березіль»

Сцена из спектакля «Алло, на волне 477!» Березолі в 1929

 

Главная задача экспозиции – продемонстрировать именно те театральные современные инновации, которые определяют творчество Курбаса и ставят его в один ряд с наиболее известными авангардистами первой половины ХХ века.

 

Кураторы выставки:

Вирляна Ткач, художественный руководитель, Творческая Группа «Yara Arts Group» (Нью-Йорк)

Татьяна Руденко, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)

Вальдемарт Клюзко, художественное оформление выставки (Киев)

 

Выставка сделана на основе коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Также использованы материалы, предоставленные Театральным музеем Харьковского Государственного Драматического Театра им. Т.Г. Шевченко, Харьковским Литературным Музеем, Национальным центром Александра Довженко, Центральным государственным кінофотофоно архивом Украины имени Г. С. Пшеничной, Музеем Михаила Старицкого, Украинским Музеем в Нью-Йорке (Архив Иосифа Гирняка). Из частных архивов Сергея Гордієва, Ирэны Макарик, Вирляны Ткач и Художественной Группы «Yara Arts Group». Реконструкцию одежды сделала мастерская “Шляхетний одяг”. Благодарим за помощь в подготовке выставки Надежды Соколенко, Евгению Копйову и Ярине Цимбал. Выставка была подготовлена при поддержке Программы имени Фулбрайта в Украине.

 

Реконструкция конструкций сценографии Вадима Меллера до спектакля «Мина Мазайло», создана Вальдемартом Клюзком. Выставка «Курбас в Харькове», Харьков, 2018

 

В художественных и научных событиях во время выставки будут участвовать: Харьковский Государственный Академический Драматический Театр им. Шевченко, Харьковский литературный музей, Харьковский национальный университет искусств им.И.П. Котляревского, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Харьковская государственная академия культуры, Театр Арабески и Сергей Жадан.

 

Команда проекта: Яна Партола (координатор), Сергей Гордеев, Татьяна Пилипчук, Марина Куценко, Валентина Чечик, Татьяна Турка, Елена Либо, Светлана Олешко, Валерия Любченко и Вирляна Ткач.

Источник