В Харьковском художественном музее работает выставка японской цветной ксилографии

У Харківському художньому музеї працює виставка японської кольорової ксилографії

У Харківському художньому музеї працює виставка японської кольорової ксилографіїВпервые в Харькове! 14 августа в рамках в Харьковском художественном музее состоялось открытие из коллекции Музея японской гравюры (г. Днепр).

В экспозиции представлено 100 уникальных графических произведений, повествующих о жизни самураев, японских куртизанок и актеров театра Кабуки. Это цветные ксилографии известных японских художников: и др.
У Харківському художньому музеї працює виставка японської кольорової ксилографії

 Утаґава Кунійосі (1797-1861). Сцена из спектакля театра кабуки. Цветная ксилография

Японская цветная ксилография – уникальное явление в истории мирового искусства. На каждом этапе развития изобразительного искусства в Японии она имела собственный неповторимый облик. Однако лишь с периода Эдо (1613-1868) произошло отделение гравюры в самостоятельный вид искусства.

Деревориты XVII века. создавались малоизвестными художниками и предназначались преимущественно для иллюстрирования развлекательных изданий и учебных пособий. Они были черно-белыми. Позднее их стали подкрашивать киноварью, желтой и зеленой краской. Введение в употребление цветной печати традиционно относится к середине 1760-х годов.

Японская цветная гравюра на дереве (ксилография) – была результатом коллективного творчества. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал цвета отдельных деталей, резчик непосредственно переносил изображение на дерево. Общее колористическое решение гравюры в значительной мере зависело от печатника. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров обусловили своеобразие японской ксилографии. Именно ей выпала возможность сыграть определенную роль в культуре Японии XVIII – начала ХХ века.

У Харківському художньому музеї працює виставка японської кольорової ксилографії

В многочисленных багатосюжетних произведениях нашли свое воплощение события, происходившие в жизни горожан, распространялись новые идеи и настроения, формировалась культурная традиция. В изобразительном искусстве наиболее характерной формой этого вида творчества стала гравюра укие-э («искусство текущего мира»). Квинтэссенция понимания такого рода гравюры изложена в повести «Новые времена» (1661): «Мы живем лишь мгновение. И в этот момент наслаждаемся красотой лунного света, снегом, цветением сакуры и оттенками осенних листьев клена. Мы радуемся дню, что согрет теплом вина, бедность смотрит нам в лицо, но мы не позволим чтобы грусть поборол нас. Мы плывем по течению жизни, словно тыква, был подхвачен потоком. Это и носит название текущего изменчивого мира».

Природа всегда играла важную роль в изображении радостей жизни. Однако, в течение XVII – XVIII ст. и особенно в XIX веке, атмосфера жизнеутверждающего бытия передавалась в первую очередь в портретах красавиц (бідзін-ґа) и актеров театра Кабуки (якуся-э). Цветная гравюра подарила их образам бессмертие.

Вторая половина XVIII века. считается временем, когда искусство ксилографии достигло наивысшей точки развития. В это время работали такие мастера как Кітаґава Утамаро, Утаґава Кунімаса, Харусіґе Судзуки и много других. Сейчас с творчеством таких художников можно познакомиться на выставке, которая дает яркое представление о уникальное японское искусство, воспринимается в наши дни как символ культуры этой страны в целом.

было открыто 2016, в преддверии проведения года Японии в Украине (2017). Его уникальная коллекция цветной гравюры формировалась на протяжении 10-ти лет. Сейчас она насчитывает более 300 экспонатов 55-ех художников – известных мастеров этого вида искусства.

будет работать в Харьковском художественном музее .

 

Источник