Века Здания «Кричевского-Лебіщака» – жемчужины национальной культуры

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

Века назад знаменитый архитектор, живописец, график, художник кино, академик, доктор искусствоведческих наук, профессор Василий Кричевский (1873-1952) и одаренный талантом строителя технолог-керамист, организатор отечественного гончарного производства Юрко Лебищак (1873-1927) подарили художественному наследию не только уникальное архитектурное творение украинского модерна.

Судьбы двух выдающихся деятелей национальной культуры пересекла знаковое событие для гончарного образования нашего государства: в их сотворчества на протяжении 1914-1916 годов в Опошне появилось здание, что стала сердцевиной создания феномена гончарных школ Украины, а впоследствии артели, завода «Художественный керамик». Несмотря на столетнюю историческую буряність и даже времена полного упадка на рубеже тысячелетий, дом сохранил першозадум архитектурного образа. Сейчас его жизнь продолжает единственный в украине Музей художественной семьи Кричевских, посвященный творческому наследию выдающейся художественной династии.

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

 

15 ноября 2016 года по инициативе Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне состоялась Торжественная академия «Испытание временем: столетие гончарного храма Украины» к столетию здания «Кричевского-Лебіщака». По этому случаю в Опошне впервые встретились потомки обоих выдающихся семей: внук Василия Кричевского – Василий Линде-Кричевский (Бунвіль, США) и внука Юру Лебіщака – Оксана-Антонина Ковалишин (Стрый, Львовская область).

Оксана-Антонина Ковалишин приехала в Опошню третий раз, впервые побывал здесь 17 лет назад: «Я чувствую, что дедушка хоть не родился в Опошне, но душой был с этим краем всегда. Юрка Лебіщака сюда из Ивано-Франковщины пригласили на работу. В 1912 году он вместе с женой и двумя маленькими детьми приехал в Опошня. Уже здесь родилась моя мама – Анна Лебищак-Ковалишин, ее крестили в Покровской церкви, которой уже сейчас нет. Она жила здесь до 12 лет и очень тепло вспоминала Опошня… Сегодня же хочется плакать».

 «Мне очень интересно быть сегодня в этом доме, – поделился мыслями Василий Иванович. – Несколько лет назад, когда я впервые приехал сюда, здесь крышей служило небо. Так хорошо видеть, что этот дом продолжает свою жизнь. Приятно быть сейчас здесь с госпожой Оксаной. От времени встречи наших дедов прошло сто лет – это не так просто. Сейчас музей впечатляет, он расстраивается, и меня переполняют эмоции». Со времени открытия Музей художественной семьи Кричевских, Василий Линде-Кричевский постоянно пополняет музейную коллекцию родственными материалами, активно способствует возвращению имени Кричевских в Опошня.

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

 

Торжественные мероприятия Академии начал научный симпозиум, во время которого были представлены исследовательские работы, посвященные многогранности личностей Василия Кричевского и Юрка Лебіщака. Художественной составляющей праздничной программы стали вернисажи выставок, уникальных на украинских просторах. В честь творческого гения Василия Кричевского состоялась презентация художественного наследия одного из его самых талантливых учеников – Александра Саенко (1899-1985), чье имя внесен Международной организацией ЮНЕСКО в список выдающихся деятелей мировой культуры. Экспозицию выставки «Освященный Талантом Учителя» сформировали произведения Александра Саенко из частной коллекции дочери художника, искусствоведа, члена Национального союза художников Украины, члена Национального союза мастеров народного искусства Украины, заслуженного деятеля искусств Украины Нины Саенко. Ковры, набивка, графика и акварель, а также блюда, изготовленные известным украинским художником-керамистом Михаилом Денисенко по эскизам художника, дают возможность проследить продовжуваність традиций Василия Кричевского – стилевую порідненість одаренного ученика и талантливого учителя.

К Торжественной академии в Опошне также было приурочено открытие выставки «Стирая границы», которая презентовала творческое розкрилля внуки Василия Кричевского – Екатерины Кричевской-Росандич: художницы, которая продолжает живописные традиции рода Кричевских в американском заокеанні (Калифорния, США), 2 сентября 2016 года исполнилось 90 лет. Впервые произведения художницы находятся в Украине, символично соединились в Музее художественной семьи Кричевских – единственном музее государства, посвященном славной династии украинских художников. Выставочную экспозицию составили более 30 произведений художницы из фондовых коллекций ведущих музеев Украины Музей украинской диаспоры (Киев), Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне (Музей художественной семьи Кричевских), Полтавского краеведческого музея имени Василия Кричевского (Полтава), Сумского областного художественного музея имени Никанора Онацкого (Суммы), Шевченковского национального заповедника (Канев, Черкасская область). Произведения художницы дополнила экспозиция почтовых открыток с репродукциями ее картин. По случаю праздничных событий в Опошне Екатерина Кричевская-Росандич прислала телефонным звонком трогательное аудиообращение: «Я очень благодарна всем и горжусь, что все-таки Украина мне дала очень много. Чем дальше я иду вперед, старіюся, тем больше ценю традиции, которые во мне заложила Украина».


Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури


Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

 

В рамках Торжественной академии «Испытание временем: столетие гончарного храма» были представлены и новые издания, каждое из которых стало открытием в мире украинского печатного слова. В частности, в этом году впервые опубликованы материалы, дающие исчерпывающее представление о художественное наследие Василия Кричевского 1891-1943 лет, а также об исследованиях его творческого наследия. Исключительную дело публикации ценных материалов основал харьковский издатель Александр Савчук, напечатав первый том хрестоматии «Василий Григорьевич Кричевский».

Интересной находкой стали творческие итоги Международных молодежных гончарских фестивалей, которые проводятся в Опошне, опубликованы в виде каталога работ победителей 2012-2015 годов, при содействии Благотворительного фонда «Дар». Украинскую філокартію удивил набор открыток «Традиционная керамика украинцев на почтовых открытках первой трети ХХ века» из коллекции Национального музея-заповедника украинского гончарства. Редкие открытки предстают своеобразным хронописом гончарной культуры Украины, презентуя глиняные изделия разных историко-этнографических регионов Украины. Научную археологическую мысль дополнила презентована в Опошне монография «Строительное дело летописных северян» керамолога, археолога, кандидата исторических наук Юрия Головастика, подготовленная издательством «Украинское Народоведение».

В этот день также состоялось вручение Международной грантовой премии Болтунов, основанной 2016 года. Ее первой обладательницей стала художник-керамист Алина Литвиненко (Александрия, кировоградская области): до официальной церемонии награждения она представила скульптуру «Человек, который ныряет», изготовленную на творческой базе Национального музея-заповедника украинского гончарства. Праздничные события в Опошне служили хорошей возможностью анонсировать и новую художественную награду – Международную грантовую премию имени Василия Кричевского для художников керамики. Конкурс на ее соискание будет объявлен 2017 года.

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

Століття Будівлі «Кричевського-Лебіщака» – перлини національної культури

 

До своего столетия здание «Кричевского-Лебіщака» принимала гостей еще одного важного события для научного сообщества – 15 ноября состоялась церемония официального объявления и награждения победителей Х Национального конкурса публикаций на темы керамологии, гончарства, керамики в Украине «КеГоКе–2016» (по публикациям 2013 года).

Торжественная академия в честь творческих гениев Василия Кричевского и Юрка Лебіщака до века здания «Кричевского-Лебіщака» в Опошне получила национальное значение, ведь к ней присоединились ведущие музеи Украины, керамологы, искусствоведы, культурологи, коллекционеры и художники-керамисты. «Удивительное не только то, что удивительным образом соединились здесь, в Опошне, галичанин Юрий Лебищак и уроженец Сумщины Василий Кричевский, но, а и то, что века спустя здесь встречаются внуки выдающихся художников, – отметил генеральный директор Национального музея-заповедника украинского гончарства, директор Института керамологии – отделения Института народоведения НАН Украины, доктор исторических наук, профессор Олесь Пошивайло. – Сегодня, как и сто лет назад, здесь собралась творческая элита Украины. Объединяющим центром стала семья Кричевских. Они показали нам пример, как можно творить во имя Украины, несмотря на любые невзгоды, этим самым наснажуючи современников к подвижничества в украинской культуре».

 

Жанна Резниченко,

информационная служба

Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне

 

 

 

ФОТО:

1 Слева направо: Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

2 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

3 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

4 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

5 Слева направо: Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

6 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

7 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

8 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

9 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

10 Фото Тараса Пошивайло. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне

Источник

Добавить комментарий