Виртуальную экспозицию ко Дню памяти жертв Чернобыля подготовили в Кропивницкому

Віртуальну експозицію до Дня памяті жертв Чорнобиля підготували у Кропивницькому

Кировоградский областной художественный музей представляет виртуальную экспозицию «Чернобыль: проигнорировано предостережение» к 34-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.

Чернобыль! Вспоминаются слова классика: «Как много в этом слове..». И действительно, редко когда одно слово имеет такое масштабное и символическое значение. Когда – то- только название города, теперь — географическое определение эпицентра радиационного взрыва, символ глобальной экологической катастрофы, всенародной беды, безграничного горя семей погибших, физических и душевных страданий обреченных на медленную смерть людей, что заставляет вспомнить общеизвестный тезис «Ожидание смерти страшнее самой смерти!».

Обращение к теме Чернобыля в настоящее время, как никогда, актуальным учитывая катастрофическое положение, сложившееся в результате возгорания и распространения корона вируса COVID-19, накрыл фактически всю планету и уже унес тысячи человеческих жизней. Что это? Начало Третьей мировой войны путем применения новейшего бактериологического оружия массового поражения!? Покажет время. Но то, что человечество оказалось перед угрозой уничтожения не только за геополитические игры, но и зараженную Чернобылем иммунную систему и несделанные из того предостережения выводы – то факт! Невольно проводишь параллели между сегодняшним днем и событиями 34-летней давности – как и тогда буйствует весна, сияет солнце, оживает природа, и параллельно – люди в масках, опустошенные улицы, смерть, ощущение апокалипсиса!

И возникает вопрос, почему Чернобыльский набат, который прозвучал 34 года назад, заставив многих из нас впервые увидеть и почувствовать на себе сокрушительный удар невидимого врага, не способствовал глубокому и окончательному осознанию ужасной цены научно-технического прогресса, которую платит человечество за приоритет технических новаций перед духовным совершенствованием человека? Ведь, как показывает жизнь, даже для развитой страны с мощным материально-техническим ресурсом преодолевать последствия масштабной экологической катастрофы очень трудно. Что уже говорить об Украине, которая самоуверенно декларируя европейский вектор развития, в реальной жизни упорно продолжает придерживаться латиноамериканских и африканских стандартов, в частности в вопросе отношения к жизненным проблемам простого человека, который не имеет чести принадлежать к политической элиты, силовых структур и тому подобное. Чтобы в этом убедиться достаточно, в частности, пообщаться с теми, кто в апреле 1986 года спас человечество от неминуемой гибели. Сколько раз приходилось выслушивать о нерешенных проблемах этих людей и их вполне справедливые обиды на страну, которая вспоминает о них только дважды в год — во время официальных торжеств по случаю очередной годовщины Чернобыльской катастрофы и чествования самих чернобыльцев, что уже давно приобрело вид фарса. Оно и понятно, ведь положить цветы к памятнику и сказать красивые слова гораздо проще, чем обеспечить реальные льготы и цивилизованное медицинское обследование и лечение для чернобыльцев.

Горько осознавать, что Чернобыль стал одним из символов Украины, но не тем, что дает нам основания гордиться своей родиной, а наоборот – поводом для стыда перед цивилизованными странами за свою никчемность и варварство. Положительным здесь можно считать только то, что Чернобыльская катастрофа стала позорным поражением советской системы перед природой, которая не прощает дерзости тем, кто пытается ее покорить, вместо того, чтобы научиться жить с ней в гармонии и согласии. В очередной раз вспоминаются слова известного французского писателя Жюля Верна, который на вопрос журналиста, разделяет ли он мнение тех, кто утверждает, что человек это «царь природы» ответил: «Ни в коем случае! Человек – это дитя природы, к тому же – неразумное дитя!». Но к мнению таких мудрых людей тогда, как и сейчас, мало кто прислушивался, ведь многим так хочется почувствовать себя «царем природы».

Сухая статистика Чернобыльской катастрофы, как и статистика войны, не учитывает горя отдельно взятого человека, членов его семьи, возлюбленной и тому подобное. Она просто озвучивает следующие данные – жертвами «мирного атома» стали более трех с половиной миллиона человек, из которых полтора миллиона – дети. Одни сразу приняли мученическую смерть, другие навсегда остались калеками, инвалидами, неизлечимо больными. Фактически те или иные проблемы со здоровьем имеют все, кто имел несчастье родиться после Чернобыля, невольно став представителем «послечернобыльского поколения» с соответствующими последствиями. В свое время весь мир был шокирован результатами исследований японских ученых, которые доказали, что каждое новое поколение, рожденное после Чернобыля, будет хворішим за предыдущее, очертив тем самым довольно печальные перспективы для человечества. Поэтому не надо удивляться, что неизменной и страшной тенденцией остается рост количества заболеваний щитовидной железы, онкологических заболеваний, аллергических проявлений и тому подобное. Это нашло, в частности, свое проявление и в том, что сегодня в Украине, в отличие от других стран мира, на COVID-19 инфицировано больше именно молодых людей, а не представителей старшего поколения.

Чернобыль также нанес непоправимый ущерб украинской флоре и фауне, вызвав, в частности, необратимые мутационные процессы. Только на севере Украины радиацией было загрязнено более пятидесяти тысяч квадратных километров земель, в результате чего произошла массовая гибель хвойных растений, микроорганизмов, обитающих в почве, млекопитающих, потеря у растений и животных репродуктивной функции и прочее.

Чернобыльская авария вошла также в жизни страны как масштабная социальная и демографическая катастрофа, поскольку из наиболее пострадавших районов было выселено более трехсот пятидесяти тысяч человек, львиная доля которых в условиях агонии Советского Союза оказалась «за бортом». Именно тогда, впервые за долгие годы, возникла такая актуальная на сегодня проблема переселенцев и их непростых отношений с местным населением через конкуренцию за рабочие места, жилье и прочее.

Пагубные последствия Чернобыля нашли свое проявление даже в изменении структуры пострадавших районов. Ведь люди преклонного возраста, как правило, отказывались от эвакуации, предпочитая смерть в родном доме перед спасением в неизвестных краях. Уезжали, в основном, молодежь, квалифицированные рабочие и люди со склонностью к предпринимательской деятельности, то есть те, кто имел перспективы по трудоустройству на новом городе. Поэтому характерным признаком пострадавших регионов до сих пор остается превышение смертности над числом родившихся, что только увеличивает восприятие региона как опасного для проживания. Талантливым отражением Чернобыльской зоны, как депрессивного региона, является картина Владимира Плітіна «И упала звезда Полыни» (2006), которая показывает не только страшные разрушительные последствия Чернобыльской аварии, но и обреченность пожилых людей, которые остались жить в своих домах, отказавшись от переселения.

Не оставляет равнодушным и работа Владимира Черного «Лица Чернобыля» (2008) из серии «Украинские трагедии», которая напоминает кадры военной хроники, или сцену одного из американских фильмов про апокалипсис.

Віртуальну експозицію до Дня памяті жертв Чорнобиля підготували у Кропивницькому

На темном фоне картины изображены люди в спецодежде, которые вступили в поединок с мятежным «мирным атомом», следы разрушения, транспорт, что был привлечен к ликвидации последствий аварии и вывоз людей из загрязненной зоны и тому подобное.

Картина Леонтия Орлика «Страж» (1985) напоминает нам о подвиге пожарных – людей, которые первыми вступили в бой с Чернобыльским бедствием. Приятно осознавать, что и кировоградская область внесла весомый вклад в ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС, послав туда 20 тысяч своих лучших сынов и дочерей – пожарных, медработников, милицию и тому подобное. Это им, героям и великомученикам, человечество должно быть всегда благодарным за свое спасение.

Віртуальну експозицію до Дня памяті жертв Чорнобиля підготували у Кропивницькому

Впечатляет картина Николая Бондаренко «Трагедия Чернобыля» (1994), которая красноречиво иллюстрирует худший вариант развития событий в результате глобальной катастрофы планетарного масштаба.

Віртуальну експозицію до Дня памяті жертв Чорнобиля підготували у Кропивницькому

Сейчас важно осознавать, что Чернобыль это неотъемлемая составляющая нашей жизни, которая постоянно напоминает о себе многочисленными проблемами в судьбах миллионов людей. Поэтому цель представленной экспозиции заключается в том, чтобы средствами изобразительного искусства напомнить людям об ужасных событиях весны 1986 года и предостеречь от повторения подобных катастроф, которые могут привести к полному уничтожению человеческой цивилизации.

   

Олег Юрченко,
заведующий отделом
туристско-краеведческой и информационной работы
Кировоградского областного художественного музея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru