Во Львове открылась выставка Павла Макова

У Львові відкрилася виставка Павла Макова

Вчера в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого (пр. Свободы, 20) состоялось открытие выставки классика современного украинского искусства Павла Макова «Фонтан». Приводим текст искусствоведа Бориса Филоненко о проекте.

В выставочном проекте Павла Макова «Фонтан» важную роль играют цифры. Преимущественно четырехзначные, обозначающие годы, и те, что делятся на два.

В 1917-м, сто лет назад, состоялась художественная «революция 17-го года» – скрываясь под псевдонимом Ричарда Матта, Марсель Дюшан представил свой «Фонтан» на выставке «Общества независимых художников» в Нью-Йорке. От реди-мейда остались лишь фотография и поздние авторские реплики.

У Львові відкрилася виставка Павла Макова

Донроза. 2008-2010. Многоразовое интаглио (более 50 досок), рисунок, акрил, бумага

В 1995-м Павел Маков создал «Фонтан истощения» – символ жизненности в большом цикле UtopiA. Впервые его образ возник на рисунке «Сбор сока», который вошел в авторской книги «Книга воды» (1994) и по словам художника «…появился сам собой, почти без моего участия и определил дальнейшее развитие событий на много лет» [1]. По структуре он отвечал анатомии человека и харьковским рекам в том месте, где Харьков впадает в Лопань. В дальнейшем образ был развит в нескольких работах под названием «Место. Фонтаны» (1995), некими картами водоснабжающих сооружений Харькова, ни одна из которых тогда не работала. В конце концов, «Фонтан истощения» получил материальное воплощение в бронзе и неоднократно становился частью ландшафтов на работах разных серий.

У Львові відкрилася виставка Павла Макова

Павел Маков. Сад для госпожи М. 2009-102. Интаглио, рисунок, бумага

Фонтаны Макова и Дюшана имеют противоположный смысл, записанный уже в самих их названиях. «Фонтан истощения» – своеобразный оксюморон, что предупреждает о засухе. «Фонтан» Дюшана – писсуар, который не поглощает жидкость, а наоборот – искренне ее отдает, потому что называется фонтаном. Однако их объединяет то, что оба «фонтаны» – перевернутые. Дюшан лишил писсуар функциональной пригодности, положив его на бок (что не в последнюю очередь стало аргументом в пользу принятия объекта в качестве произведения искусства). Маков изменил направление потоков: в «Фонтане истощение» два течения не впадают в единственный источник, а растрачивают себя в конструкции из воронок с двумя отверстиями. Сегодня этот образ відчитується безотносительно засушливой истории Харькова 1990-х годов и за четверть века окончательно покинул пределы локальной мифологии. Теперь вопрос ставится значительно шире: не «Фонтан истощения» метафорой современной Европы и, в частности, ситуации в искусстве?

У Львові відкрилася виставка Павла Макова

Огород. Место. 2011-2012. Многоразовое интаглио, рисунок, акрил, бумага

Собственные размышления Макова относительно трансформаций содержания простых объектов, которыми населены ландшафты его работ, сосуществуют с текстом романа итальянского писателя Итало Кальвино «Невидимые города», который художник постоянно перечитывает. Роман заканчивается известным фрагментом: «Ад жиючих, это не то, что наступит когда – если оно существует, если оно есть здесь, если это есть ад, в котором мы живем повседневно и которое творим находясь вместе. Есть два способа жить так, чтобы оно и не вызывало страданий. Первый не тяжелый для многих: принять ад и стать его частью, пока оно не станет незаметным. Второй – рискованный и требует постоянного напряжения: отыскать и уметь распознать, кто и что посреди ада не является адом, поддержать и распространить» [2].

У Львові відкрилася виставка Павла Макова

La Pineta. 2013-2014. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага

В нижнем ярусе «Фонтан истощения» последние капли снова раздваиваются. Возможно, одна из них – «не является адом».

Текст и изображение взято с официального сайта Ya Gallery.


Павел Маков. Башня. Мечта. 2011-2015. Многоразовое интаглио, акрил, папиллом

[1] Маков П. Utopia. Хроники 1992-2005. – Харьков: Дух и Литера, 2005. – С. 20

[2] Кальвино И. Города незримые / Перевод Ивана Герасима. – Вселенная. Журнал иностранной литературы №11-12 – 2012 – С. 88

Источник

Добавить комментарий