Во Львове в Музее истории религии представят сокровища церкви св. Николая

У Львові у Музеї історії релігії представлять скарби церкви св. Миколая

Во Львове в выставочном зале Музея истории религии (пл. Музейная, 1) 12 февраля в 16.00 состоится открытие выставки «Сокровища княжеской церкви св. Николая во Львове».

 

Идея экспозиции уникальных памятников сакральной скульптуры и иконографии реализована в рамках художественного проекта народного художника Украины Мирослава Отковича «Нация, история, культура» по совместной инициативе духовенства, церковной общины и ученых, исследующих историю древнейшего православного храма Львова.

На выставке представят памятники церковного значения, богослужебной литературы, нотных записей Княжеского храма св. Николая. Впервые за несколько лет посетители музея смогут увидеть отреставрированные скульптуры ангелов с рококовой алтаря или иконостаса второй половины XVIII ст., не сохранился до нашего времени. А уникальные изображения икон с древнейшей в городе хоругви 1760-х гг. позволяют воссоздать интересные этапы художественной истории церкви в ранньомодерний период, сообщает «Духовное величие Львова».

«Идея выставки, инициированной совместно с Художественным фондом имени короля Даниила, обусловлена новым этапом исследований истории православной общины и сакрального пространства древнего княжеского храма. Ведь особый статус церкви св. Николая во Львове достигает утечками княжеской эпохи и непосредственно связан с чествованием великого святителя Христовой церкви как патрона украинской княжеской династии. Так, князь Аскольд во время крещения был наречен именем Николай. Крестителем князя Владимира Ярославича был константинопольский патриарх Николаос Хризоверг, и его молитвенным именем рядом с крестным – Василий, был именно Николай. Это подтверждает и программа фресковых росписей Софийского собора в Киеве, где святые Николай и Василий сопровождают место князя в храме, а также возглавляют шествие отцов и учителей церкви в декоре алтаря. Сочетание фигур святых отцов – благотворителя Николая и літургіста Василия – является характерным для украинской иконографии и последующих веков. Поэтому не случайно княжеские резиденции в украинских уділах получали благословение святого Николая. В отличие от, например, Московии, в церковной традиции которой св. Николай был «смещен» к чествованию простонародья и уступал государственным культам св. Георгия Победоносца или Богородичным, в Киево-галицкой православной традиции почитания св. Николая всегда оставался «элитным», – рассказал исследователь истории храма, директор Научной библиотеки ЛНУ им. Ивана Франко Василий Кметь.

Упомянутые деревянные фигуры ангелов XVIII века. недавно найденные в храме на колокольне. Эти уникальные образцы деревянной сакральной скульптуры сравнивают с лучшими художественными образцами этого периода, что украшала украинский храм.

«В целом, известно не так много украинских церквей, где сохранилась бы барочная и рококова скульптура – период захвата и заимствований из латинских обрядовых практик был довольно коротким и длился всего несколько десятилетий. А, учитывая, что из иконостаса XVII века. сохранилась лишь икона Богородицы Одигитрии, которую усилиями священников и приходской общины 2013 г. было отреставрировано, найдены скульптуры приобретают особое значение. Тем более, что и следующий иконостас, созданный в 1770-х гг. по инициативе настоятеля храма Григория Дунікевича, был уничтожен пожаром 1783 г., а шесть дополнительных алтарей, установленных по западному образцу, впоследствии демонтированы. Сегодня же хорошо спрятаны на колокольне церкви и обнаруженные недавно памятники, которые могли принадлежать алтарю или иконостаса второй половины XVIII ст., благодаря труду сотрудников Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, которую возглавляет Мирослав Откович, в обновленном виде предстанут перед посетителями выставки», – отметил Василий Кметь.

Отдельного внимания заслуживает и иконопись древнейшей известной на сегодня хоругви из городского храма 1760 г., найденной в тайниках ХІХ – начале ХХ ст., который также представят на экспозиции. На одной стороне хоругви – образ святителя Николая. Это уникальное изображение, скорее всего – копия древней намісної иконы, оригинал которой не сохранился до нашего времени. Архаичная иконография и специфика цветовой гаммы позволяют высказать предположение о возвращении к храму лика, перед которым склоняли в молитвах председателя львовяне много сотен лет назад.

После завершения экспозиции все восстановленные памятники будут возвращены в интерьер храма, для которого были созданы.

Этой акцией община церкви, при поддержке Львовского городского совета, начинает ремонтно-реставрационный проект, что позволит сохранить и достойно передать потомкам историческую память в сокровищницу будущего.

Источник

Источник

Добавить комментарий