«Вся гордость учителя в учениках…» — к 125-летию со дня рождения А.А.Осмьоркіна

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им зерен» — именно такое высказывание известного ученого-химика Д.И.Менделеева хочется отнести к педагогической деятельности профессора живописи Александра Александровича Осмьоркіна, которой он посвятил почти тридцать лет своей жизни. Преподавать начал еще в 1918 году в Москве в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕІН), а впоследствии был руководителем индивидуальных живописных мастерских в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Ю.Репина и Московском художественном институте им. В.И.Сурикова.

В живописную мастерскую А.А.Осмьоркіна, где царил дух искусства, мечтали и пытались попасть многие студенты. Его появление было настоящим праздником для студентов. Ведь Александр Александрович буквально насыщал своих учеников энергией и теплом своей души, любовью к искусству, находя к каждому верный подход и раскрывая индивидуальные особенности будущих художников. Он не пытался всех сделать маленькими «осмьоркіними», а хотел видеть не похожих на него больших художников, и часто повторял: «Чтобы стать художником, вы должны меня предать». Поэтому и не удивительно, что слова «я учился в Осмьоркіна» стали своего рода паролем, ключом принадлежности к обществу, ключом доверия. Даже если люди занимались в мастерской А.А.Осмьоркіна в разное время, и их пути в жизни и искусстве расходились, фраза «я учился в Осмьоркіна» создавала ощущение определенной общности и братства.

А.А.Осмьоркін был педагогом, что называется, «божьей милостью». И хотя у него не было четкой программы, системы преподавания, каждый его совет, наставление воспринимались внимательно и навсегда. Он сам был для учеников живым примером беспредельной преданности искусству, чистоты, бескомпромиссности, безграничной увлеченности искусством, и как никто другой умел зажигать этой пламенной страстью, которой служил и которой жил. Главным преимуществом его «школы» было не столько в обучении художественным приемам, сколько в том, что он прививал любовь к искусству, широту его понимания, нетерпимость к фальши.

Он был не просто всесторонне образованной и интеллигентной личностью, а еще и представителем того старого культурного слоя, общение с ним стоило десятков циклов лекций по искусству.

Когда на О.А.Осмьоркіна обрушились несправедливые нарекания, через которые ему пришлось покинуть мастерскую и оставить преподавательскую деятельность, его первой реакцией было удивление. Художник не мог понять причину столь жестоких, несправедливых нападок. Ведь ему инкриминировали чрезмерную любовь к западного так называемого «буржуазного» искусства, в частности, французских импрессионистов и Поля Сезанна. И хотя он не менее восхищался творчеством Василия Сурикова и Александра Иванова, и никогда не противопоставлял разные живописные школы, а наоборот умел находить в каждой из них «творческое зерно», советская власть не прощала творческим людям такие вещи, в отличие от студентов, которые чувствовали безграничную преданность своего педагога искусству во всех его проявлениях и платили ему безграничным уважением и любовью. Даже после смерти О.А.Осмьоркіна в 1953 году его ученики каждого года в день рождения своего учителя 8 декабря собирались вместе в мастерской художника, чтобы почтить его память.

Много теплых воспоминаний оставили ученики А.А.Осмьоркіна о своего учителя, бережно собранные вдовой художника и его учеником-заслуженным художником России.Ю.Нікічем и опубликованных в монографии «А.А.Осмеркин. Размышления. Письма. Воспоминания» (Москва,1981). «Мы любили его, более того, мы боготворили его… А.А.Осмеркину как педагогу дано было, на мой взгляд, самое главное и дорогое – видеть в каждом студент художника, ему присуща способностью распознавать свойства таланта, его индивидуальную окраску, его своеобразие, он развивал эти особенности ученика», — писал в своих воспоминаниях народный художник СССР А.А.Моисеенко.

Поэтому не удивительно, что когда на родине художника в городе Кировограде (ныне Кропивницкий) на базе мемориального дома в 1985 году было решено создать музей А.А.Осмьоркіна, его ученики поддержали эту идею и подарили в музей своего учителя собственные изобразительные произведения.

Музейная коллекция «Творчество художников — учеников А.А.Осмьоркіна» составляет почти 100 единиц живописных и графических произведений московских и ленинградских художников, переданных Российским фондом культуры накануне открытия музея в 1994 году, а также собственных даров белорусских художников народного художника Белорусской ССР ЯВЛЯЕТСЯ.А.Зайцева, заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР Н.М.Воронова, члена Союза художников СССР Ф.И. Дорошевича и российских художников Г.М.Зелинской и И.И.Витман, вдовы художника А.И.Жарова. Среди художников, произведения которых представлены в музейном собрании, есть такие знаковые имена для советского искусства как: народный художник СССР А.А.Моисеенко, заслуженные художники России.Ю.Нікіч, М.П.Кончаловский и Г.А.Савинов, заслуженный художник Армении Есть.А.Асламазян, члены Союза художников СССР Н.А.Бірштейн, И.И.Витман, А.Г.Верейський, И.И.Годлевский, Ф.М.Дорошевич, А.И.Жаров, Г.М.Зелинская, Н.П.Кончаловский, А.А.Лещинская,.В.Левик, С.И.Осипов, В.Ф.Подковирін, Г.В.Павловский, И.С.Сошніков, В.К.Тетерин, Н.А.Фейгин, Я.М.Хаімов, М.В.Шкубер, С.М.Юнович.

Ученики Осмьоркіна, как и их учитель, в изобразительном искусстве отдавали предпочтение малым жанрам: пейзаж, портрет, натюрморт. Именно они составляют подавляющее большинство в коллекции. Особенно интересны произведения посвящены непосредственно памяти Александра Александровича, а именно — работы заслуженного художника России.Ю.Нікіча «Портрет А.А.Осмьоркіна. Из цикла «Любимое лицо». Опус У. Вар. И» (1987-1992), М.А.Бірштейна «Ваше здоровье, Александр Александрович!» (1992), Г.М.Зелинской «Мороз. Памяти О.А.Осмьоркіна» (1992).

Указанная коллекция имеет большое не только изобразительную, но и искусствоведческую ценность, давая нам возможность понять и раскрыть принципы работы живописной школы В.А.Осмьоркіна, экспонирования ее на музейных выставках способствует популяризации творчества нашего талантливого земляка, профессора живописи А.А. Осмьоркіна и его учеников.

2017-й год для художественно-мемориального музея А.А.Осмьоркіна ознаменован празднованием 125-летнего юбилея выдающегося земляка — художника и педагога Александра Александровича Осмьоркіна. По этому случаю музеем запланирован ряд мероприятий – тематические выставки, искусствоведческие чтения, лекции, экскурсии, творческие встречи, различные культурно-просветительские акции, которые будут проводиться в течение года. И стартовал этот художественный проект открытием выставки произведений известных советских художников «Они любили…», которая ярко демонстрирует, что его ученики выполнили завет своего учителя и посвятили свою жизнь искусству и стали большими и оригинальными художниками. Большое количество выпускников В.А.Осмьоркіна стала действительно яркими творческими личностями, самостоятельными, сильными живописцами, графиками, художниками театра и кино. Благодаря художественно-педагогической методе А.А.Осмьоркіна, все его ученики условно оставались членами единой художественной группы, которую объединяли не групповые или личные интересы, не организационные правила или идеология, а культурная світоглядність и загальномистецьке видение. И независимо от того, насколько обществом или властью была признана их творчество, они оставались носителями той світоглядності и высоких требований к профессионального художественного уровня художника.

Поэтому, поклонники изобразительного искусства имеют уникальную возможность познакомиться с редкой коллекцией картин, создание которых охватывает довольно значительный период — от середины 1930-х до начала 1990-х годов, и почувствовать атмосферу того времени и просто насладиться прекрасными произведениями советской школы живописи, в создание которой присоединился и наш земляк – художник и педагог Александр Александрович Осмьоркін.

главный хранитель фондов
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

 

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Москва
Нач.1920-х гг.

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

1933-1934 гг.

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

1948


«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Нікіч А.Ю.

1987-1992
Холст, масло
100х80

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Бірштейн М.А.

1992
Холст, масло
90х80

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Зелинская Г.М.

1977
Холст, масло
80х60


«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Моисеенко Е.А.

1973
Холст, масло
46х65

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Годлевский И.И.

1967
Холст, масло
46х65

«Вся гордість учителя в учнях…» - до 125-річчя з дня народження  О.О.Осмьоркіна

Асламазян Является.А.

1986
Холст, масло
80х100

Верейський А.Г.

1960-е
Бумага, акварель
50х70


Источник

Добавить комментарий